"ZаБор" приглашает отправиться с нами в очередное путешествие во времени в Запорожье минувших дней. Сегодня мы узнаем о событиях, которые происходили в нашем городе в разные годы с 21 по 27 декабря. Поехали!
Напомним, что предыдущая неделя в истории Запорожья была примечательна: первым "горсоветом", любовью Леонида Утесова и открытием завода магнитофонов "Весна" .
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ДЕКАБРЯ В ИСТОРИИ ЗАПОРОЖЬЯ
1905 год
Декабрьское восстание
10 декабря (23 декабря по новому стилю) к Всероссийской политической стачке присоединяются александровские железнодорожники – работники Екатерининских и Южных железнодорожных мастерских. В течение двух дней под контролем рабочих дружин оказываются, как сами мастерские, так и станции при которых они находились – Екатерининская (ныне Запорожье-II) и Южная (Запорожье-II). А с вокзалами – их подвижной состав, управления, телеграф и телефон. О том, что бастующие настроены серьезно свидетельствует название их руководящего органа – Боевой стачечный комитет. В стачком входят токари Южных мастерских Владимир Васильев и Степан Тополин, рабочие Иван Минаев и Петр Швец, инженер Александр Издебский, телеграфист Иван Мирошниченко и "профессиональный революционер, направленный центром" Мороз (Коган). Власти приходят в себя лишь спустя пару дней – "в ружье" подняты жандармы, казаки, гарнизонные войска и черносотенцы. Первый удар "антимятежников" принимает на себя Южный вокзал. В ночь на 13 (26) декабря казаки нападают на него и арестовывают руководителя стачкома Васильева и дежурного Буцанова. Это событие дает старт вооруженному восстанию александровских рабочих. Их отпор имеет успех лишь в начале – удается отбить у казаков Южный вокзал. Но практически сразу - к вечеру 13 декабря мятежники теряют Екатерининские мастерские (будущий ЗЭРЗ). Восстание здесь жестоко подавляется: 15 восставших погибает. Тем временем, в окрестностях Южного вокзала появляются баррикады. Уже с раннего утра 14(27) декабря здесь кипят бои. К вечеру правительственные войска берут верх. На баррикадах погибают более 50 человек, сотни человек ранены. Всего по так называемому "Александровскому делу" арестовывают около 800 человек. 8 из них приговаривают к смертной казни через повешение, позже приговор был заменен пожизненной каторгой. Гораздо позже в окрестностях событий декабря 1905 года появятся улицы, посвященные тем дням и их активным участникам – Баррикадная (бывшая Больничная), Васильева (Литейная), Тополина (Столовая)… Установят и два памятника – на Баррикадной, над могилой погибших восставших, и на Привокзальной площади.
Фото: Фигуранты "Александровского дела"
1917 год
Первая попытка большевиков
12 (25) декабря 1917 года в Александровске вновь стреляют. Звучат винтовочные и пулеметные выстрелы, рвутся гранаты и снаряды. Происходит первая попытка установить в городе власть большевиков. Ударный авангард попытки – черноморские матросы под командованием Мокроусова, возвращавшиеся через наши края в Севастополь. Штаб восстания возглавляют местные большевики Леппик, Михелович и Буфетов. Руководство ведется из бывшего доходного дома Лещинского (ныне здание на углу Ленина и Чекистов). Большевикам и матросам противостоят вооруженные отряды Центральной рады, которые контролируют город еще с ноября 1917 года. В первый день восставшие берут в свои руки Южный вокзал, телеграф и электростанцию (ее здание с башенкой можно до сих пор увидеть возле площади Свободы). Вечером пытаются захватить и Екатерининский вокзал, но получают мощный отпор от гайдамаков. В итоге первая попытка большевиков захватить город оказывается неудачной. Черноморские матросы теряют 13 человек, которых хоронят "далеко не отходя" - в окрестностях Пушкинской площади. Позже на месте захоронения будут похоронены еще целый ряд видных большевиков. Здесь установят и обелиск, а позже зажгут и вечный огонь – они до сих пор на месте, на площади Свободы.
1920 год
Крушение поезда
В ночь с 23 на 24 декабря 1920 года в окрестностях Александровска терпит крушение поезд "Большевик". Катастрофа происходит на железнодорожном мосту через Мокрую Московку в районе будущего поселка Чкалова. В огне пожара тогда погибают 29 человек. Причем 23 из них сгорают до пепла, похоронить удается остатки лишь шестерых неопознанных. Официальная история связывает трагедию с диверсией махновцев. Согласно же легендам, целью бойцов Махно поезд "Большевик" стал не случайно – якобы, перевозил золото, экспроприированное красноармейцами. По сути же поезд являлся агитационным – на нем курсировала чрезвычайная политсекция Александровского района. Прямо на "борту" располагалась типография, где печатали газету "Советская власть". На месте гибели и захоронения команды поезда в 1930 году установили один из самых первых в нашем городе памятников. Гранитный обелиск до сих пор на своем месте.
Фото: памятник на месте крушения поезда "Большевик"
1920 год
Школа №2
В декабре этого же года в нашем городе появляется школа №2. Полное ее название в 1920-м – 2-я трудовая школа имени Максима Горького. Она организовывается на базе бывшего 4-классного парафиального (еще раньше – приходского) училища. Здание так называемой "Школы на валах", построенное еще в 1905 году, до сих пор можно увидеть на улице Героев Сталинграда в районе Малого рынка. Кстати, именно во 2-й школе был создан первый в городе пионерский отряд – в 1922 году. А уже через три года школе присвоили новое имя – Леси Украинка. 2-я школа–гимназия имени Леси Украинки до сих пор в строю. Правда, в 1979 году учебное заведение переехало в новое здание. Нынешний его адрес - улица Героев Сталинграда, 36. Среди наиболее приметных выпускников школы можно назвать поэта Николая Нагнибеду и олимпийский чемпион по гандболу Юрия Лагутина.
1935 год
День рождения ЗТМК
23 декабря 1935 года в Запорожье происходит выпуска первого советского магния. Долгожданный металл ваннщики бригады Константина Лозицкого вычерпывают из расплава в 23.40. Это событие дает официальный старт деятельности нового предприятия – Днепровского магниевого завода. Кстати, завод был построен весьма быстро. На пустырь, где должны были подняться его цеха, строители пришли лишь в январе 1934 года. Торжественная же закладка ДМЗ состоялась еще позже – 20 мая того же года. То есть, от момента закладки предприятия и выпуска его первой продукции прошло чуть более полутора лет. Вот так оперативно была выполнена нелегкая задача - построить "магниевый завод, мощность которого равна одной шестой всех европейских заводов, взятых вместе". Позже предприятие получит имя Днепровского титано-магниевого завода. А до наших доживет уже как Запорожский титано-магниевый комбинат.
Фото: на ЗТМК
1949 год
Первый троллейбус
22 декабря 1949 года, аккурат к 70-летию Сталина, на маршрут выходит первый запорожский троллейбус. Вернее, машин сразу шесть . Все троллейбусы модели МТБ-82, или, как еще иногда говорят – "деревянные" . Первый городской троллейбусный маршрут имеет длину 6,3 километра. Машины бегают между проходной "Запорожстали" (на территории комбината располагается и первый троллейбусный парк) и улицей 12 декабря на Шестом поселке (скоро она получит имя Богдана Хмельницкого). Кстати, контактную линию длиной более 12 километров и 480 опор для нее монтируют довольно оперативно – с октября по декабрь. В истории сохранились и фамилии первых запорожских водителей троллейбусов: Волошин, Константинов, Левадный, Пинчук, Хдеев, Клевцов, Сокол, Овдиенко, Позняков, Радчанская. Кстати, обычно на первом маршруте одновременно находится всего четыре машины. С пассажиропотоком они справляются с большими трудностями. Так через газеты запорожцы жалуются: "Трудно влезть в троллейбус на конечной "Ул. 12декабря" - давка и толкотня, а попасть в транспорт на обычных остановках невозможно".
Фото: митинг по случаю запуска первого городского троллейбуса, 1949 год
1959 год
На Марс через Балабино
Через 10 лет после запуска первого троллейбуса в Запорожье есть уже три троллейбусных маршрута. Впрочем, что те троллейбусы – горожане уже мечтают о космических кораблях. Еще за полтора года до полета Юрия Гагарина запорожская пресса шутит о космосе с помощью вот таких карикатур. Забавная картинка появляется в газете "Комсомолець Запорiжжя" 27 декабря 1959 года.
Автор: В. Ильин.
1965 год
Улицы Люксембург и Либкнехта
27 декабря 1965 года Запорожский горисполком принимает очередное решение о переименовании ряда городских улиц. Благодаря ему на карту города из "послевоенной ссылки" возвращаются улицы имени Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Правда, если до начала 50-х эти топонимы обитали в центре старой части города (Либкнехта – ныне проспект Ленина, Люксембург – Дзержинского), то теперь им приходится довольствоваться "выселками" - поселком Тепличным.
1967 год
Впервые в мире!
22 декабря 1967 года на заводе "Днепроспецсталь" впервые в мировой практике получают легированную сталь методом электрошлакового переплава. "Первенец" - 10-тонный слиток стали! Ноу-хау днепроспецсталевцы осваивают в связке с учеными Всесоюзного института электросварки имени Патона. Кстати, по случаю неординарного события на одну из печей заводчане водружают памятную доску: "В честь 50-летия Советской власти на Украине на этой печи 22 декабря 1967 года впервые на заводе получен электрошлаковый слиток весом 10 тонн для производства широ¬кого листа особо высокого качества".
1971 год
Зимняя и Осеняя улицы
21 декабря 1971 года во избежание путаницы Запорожский горисполком переименовывает две улицы – Сухую-1 и Сухую-2. Они располагаются в Жовтневом районе – как говорят, "на Зеленом", рядом просто с улицей Сухой. Дубли Сухой получают названия в честь времен года – Зимняя и Осенняя.
1983 год
Новая автостанция
25 декабря в Запорожье торжественно отрывается новое здание автостанция №2 возле Крытого рынка. Ранее все, кто уезжал из города пригородными автобусами от Крытого рынка, жаловались – приходилось ждать транспорт под открытым небом. Теперь АС-2 имеет зал для пассажиров площадью около 200 "квадратов". От восьми здешних платформ отправляются около 70 автобусов в сутки.
Фото: Ас-2
1993 год
Улица Омельченко
21 декабря 1993 года - дата появления на карте Запорожья еще одной новой улицы. В этот день горисполком решает присвоить одной из городских улиц имя Василия Омельченко – многолетнего руководителя моторостроительного завода. Улица располагается как раз рядом с "Мотором". До 1993 года она носила название "Коллективная". Кстати, это не первое переименование этой улицы. В александровские времена она называлась Петро-Павловской.
2000 год
Цены
Хотите узнать, что и почем было 15 лет назад? Смотрим декабрьские цены 2000 года в газете "Миг"
2003 год
Памятник Андрею Первозванному
24 декабря 2003 года на площади рядом с Андреевским кафедральным собором открывается памятник Андрею Первозванному. Открытие и освящение памятника проходит при участии предстоятеля Украинской православной церкви московского патриархата Блаженнейшого митрополита Владимира. Автор памятника - известный запорожский скульптор Николай Сергеевич Соболь. Довел дело до конца сын скульптора – член Национального союза художников Украины Николай Николаевич Соболь. Пятиметровая фигура Андрея Первозванного пустотелая, отлита из бронзы. Литье производили в харьковской художественной мастерской. Сборка и монтаж велись на предприятии "Мотор Сич".
Фото: памятник Андрею Первозванному
2010 год
Новый архиепископ
23 декабря 2010 года происходят изменения в руководстве Запорожской епархии. Согласно решению Священного Синода Украинской православной церкви, состоявшегося в Киево-Печерской Лавре, епископ Запорожский и Мелитопольский Преосвященный Иосиф (Масленников) переводится в Конотопскую епархию, как правящий епископ Конотопский и Глуховский. На его же место приходит архиепископ Лука (Коваленко). 26 декабря епископ Иосиф проводит последнюю литургию в кафедральном Свято-Покровском соборе в районе Анголенко в Запорожье .
Иосиф запомнился серией скандалов и новаторств. Так, он освещал Запорожье с вертолета, был вхож в кабинеты Кальцева- Петрова и был критикуем за некий домик на Хортице. Его сменщик был значительно упитанней (и потом даже поговаривали делал операцию по урезанию желудка) и решил дружить не с группой Кальцева-Петрова, а с Евгением Анисимовым, которого в СМИ чаще называли "Смотрящим".