Эта неделя в истории Запорожья: возведение АЭС, дом отдыха Днепростроя и Зоологический парк

Машина времени

]]>"ZаБор"]]> снова приглашает наших читателей прокатиться на "Машине времени" . На этой неделе, с 28 ноября по 4 декабря, в истории Запорожья-Александровска  было много знаменательных событий:  на свет появились два музыкальных таланта, закончилась история Запорожской губернии, умер последний кошевой атаман, был открыт Дом отдыха Днепростроя, на "Коммунаре" начали выпускать легендарный "запорожец", а также открылся музей "Фаэтон". 
 

1803 год

Смерть последнего атамана Запорожской Сечи

4 декабря ушел из жизни последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. Петр Кальнышевский довольно спорная фигура в истории Украины. Его возвеличивает церковь Московского  патриархата, как мученика. Он был популярен в козачестве и несколько раз избирался атаманом.  При этом именно он не захотел давать бой российским войскам и позволил без боя ликвидировать козачество.
После подписания в 1774 году мирного соглашения с Турцией потребность в козаках, как заслоне от татар исчезла - крымский хан принял российское подданство. По приказу Екатерины II, князю Потемкину поручалось уничтожить Сечь. Козаки во главе с Калнишевський решили не оказывать сопротивления. После уничтожения Сечи атамана доставили в Петербург. Военная коллегия признала его виновным в неповиновении правительству. Историки считают, что причиной гнева Екатерины II стали планы кошевого атамана учредить новую Сечь за пределами Российской империи. Калнышевский было осужден на пожизненное заключение в Соловецком монастыре. Он провел 25 лет провел в заключении, лишенный права переписки и общения. Только в 1801 г. Александр I приказал освободить Петра Калнышевского и предоставил ему право выбора места обитания. Калнышевскому на тот момент же было 110 лет. Он уже ослеп, а здоровье его пошатнулось. Он захотел остаться в келье, к которой привык.  Атаман умер через два года.
В Запорожье в честь Калнышевского в советские годы назвали улицу в самом молодом районе города – Хортицком.
Изображение

1913, 1918 года

Петр и Григорий Майборода

Петр Майборода (1918-1989) – известный украинский композитор. Автор "хитов" советских лет: "Рушник", "Вчителька моя",  "Рідна мати моя", "Киевский вальс", "Журавли", "Белые каштаны". Он обласкан властью. Стал народным артистом СССР, имел много наград. Была у него даже сталинская премия. Известен также и брат Петра – Георгий (1913-1992). Тоже композитор, дирижер. Автор опер "Тарас Шевченко", "Ярослав Мудрый".  Он также имел множество наград (в том числе и орден Ленина), звание народного артиста СССР. Любопытно, что жизнь обоих тесно связана с Запорожьем.  В честь Петра названо музыкальное училище в городе.
Любопытно, что Петр и Георгий родились в один день, с разницей в 5 лет. Братья  появились на свет 1 декабря (по новому стилю) на хуторе Пелеховщина (сейчас это село Глобинского района Полтавской области)  в семье простого крестьянина.   Георгий заканчивает Кременчугский техникум, и  в 1931 году устраивается  техником на Запорожский алюминиевый комбинат.  А уже в 1932 году вся семья Майбороды переезжает в Запорожье к Георгию. Петра устраивают в запорожскую среднюю школе.  Он участвует в самодеятельности, занимается в музыкальном кружке, где играет на гитаре и мандолине. После окончания школы поступает в Киевское музучилище, а затем в  Киевскую консерваторию.
Тем временем брат Георгий также увлекается музыкой и играет в местном  оркестре. Пробует писать музыку. Вскоре поступает в музучилище в Киеве и уже через год этот талант забирают в консерваторию. 
После начала войны Георгий идет на фронт и попадает в немецкий концлагерь "Хорольская яма". Он был внешне похож на еврея и чудом  остается в живых. Спасает его мать, которая выкупает сына за сало. Она привозит его в Запорожье. Отсюда их с братом в 1943 году насильно отправляют на работы на завод в Катовице.  Их освобождают советские войска и в составе 1-ой Украинской армии они  доходят до Берлина.
После войны братья много работают, пишут музыку. На них обрушивается настоящая слава. Впрочем, больше ей был обласкан младший. Он пишет ряд одобренных советской властью музыкальных  композиций, которые массово тиражируются. Уже в 1950 году Петр Майборода получает высшую награду того времени – Сталинскую премию. Братья живут в Киеве и оба будут похоронены на Байковом кладбище.
Изображение

1922 год

Конец Запорожской губернии

1 декабря приходит конец недолгосрочной истории существования Запорожской губернии. Просуществовала она всего два года: с 1920 по 1922 год. Это период неспокойный для региона. Только установлена советская власть, но рядом гуляет махновская вольница.  Предполагают, что губернию здесь создали специально для борьбы с махновцами.  И после окончательной ликвидации вольницы "свернули" и губернию.  И только 1939 году советские власти создали Запорожскую область, примерно в тех же границах, в которых раньше существовала и Запорожская губерния.
Создавали губернию путем "отрезания" частей от Таврической и Екатеринославской губернии 8 июля 1920 года. В нее включили части Екатеринославской  губернии (Александровский уезд) и Таврической (Бердянский и Мелитопольский уезды).  До 23 марта 21-го года губерния называлась Александровской, а после переименования города  - Запорожской.
После ликвидации губернии, ее целиком включили в состав Екатеринославской губернии. 
За 2 года руководители губернии сменяли один другого. Из пяти председателей исполкомов за годы репрессий  (1937-1938) были расстреляны четверо бывших руководителей региона. Удалось избежать расстрела всего одному – экс-председателю с подозрительной фамилией Червяков. 
Изображение

1928 год

"Запорожкран"

1 декабря 1928 года решением Запорожского горисполкома и Днепростроя создаются Центральные механические мастерские (ЦММ). Они становятся прообразом будущего механического завода. Изначально это просто длинные бараки, приспособленные под ремонт оборудования.  Первыми руководителями ЦММ были П.Ю. Бромериус и Л. Л. Копп (кстати, родственник менонитского промышленника Абрагама Коопа из Шенвизе).  В 1929 году  руководить мастерскими начинает П. М. Лепихов.  И благодаря ему они превращаются в настоящий завод. Так, в 1937 году мастерские получают официальные статус завода и название – "Механический завод".  С началом войны предприятие эвакуируют в Ростов-на-Дону (оно выпускает мины и шасси для самолетов).  В 1944 году завод возвращение в Запорожье.
В  1953 год на предприятии начинают серийное производство мостовых кранов. В 1956 году завод получает название  "Днепровский механический завод", а с 1977 по 1999 года – это "Запорожский энергомеханический завод". В 1995 году — завод становится ЗАО (закрытым акционерным обществом). С августа 2005 года основным акционером "Запорожкрана" (ПАО "Запорожкран") стала финская транснациональная корпорация Konecranes.
На сегодня "Запорожкран" изготавливает краны грузоподъемностью от  5  до 1000 тонн, которые могут работать при температуре от плюс 40 до минус 40 градусов.
Изображение

1932 год

Дом отдыха для работников Днепростроя

29 ноября открывается дом отдыха для работников Днепростроя. Он имеет два спальных корпуса на 1 000 мест, прачку, насосную станцию, фабрику-кухню, подсобное хозяйство. Известен первый директор лома отдыха - И.П.Егоров. В Дом отдыха приезжали ударники из Харькова, Донецка, Днепропетровска. Дом отдыха размещался на Правом берегу на месте настоящего ДК Энергетиков.
Изображение

1958 год

"Коммунар"

28 ноября на Запорожском комбайновом заводе "Коммунар" была начата реконструкция, в связи с подготовкой к выпуску новых микролитражных автомобилей "Запорожец". Завод получил название "Автомобильный завод" Коммунар ". Он захватил ряд соседних производственных помещений, заводов и заметно расшили территорию. Более того, предприятие даже  перекрыло целую улицу – Чапаева.
Практически сразу начали разрабатывать концепцию нового авто. Прообраз запорожского автомобиля - популярный итальянский "Фиат-600".  Модель  советского авто получила имя "ЗАЗ-965". Новую модель 18 июля 1960 года повезли в Кремль, чтобы показать первым лицам.  Никита Хрущев самолично полез в  автомобиль и остался доволен машиной.
Цену на  первую запорожскую малолитражку установили на уровне 18 000 рублей (после денежной реформы 1961 года – 1 800 рублей). 
А уже 1 октября 1960 года с конвейера  "Коммунар" сошел первый серийный "ЗАЗ-965". Первая партия запорожских машин, которых впоследствии обзовут "горбатыми",  поступила в продажу 22 ноября 1960 года.
Изображение

1964 год

"Запорожтеплосеть"

30 ноября  было создано предприятие "Запорожтеплосеть".  Это начало централизованного отопления в городе.  При этом поставки в город газа началах еще в 50-х годах.  В городе работали котельные на угле и их постепенно переводили на газ.  Новое предприятие должно было объединить котельные и тепловые сети. Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства УССР от 30 ноября 1964 года № 443 с 1 декабря 1964 года в городе Запорожье была создана "Дирекция квартальных котельных и тепловых сетей "Запорожтеплосеть".  Ныне ее приемник – Концерт "Городские тепловые сети".

1975 год

Спорткомплекс "АвтоЗАЗ"

30 ноября официальная дата основания спорткомплекса "АвтоЗАЗ".  Это стадион со спорткомплексом  в начале Коммунарского района Запорожья. Славные страницы истории комплекса связаны с футбольным клубом "Торпедо". Клуб был основан в 1982 году. После обретения независимости, клуб "Торпедо" из Первой лиги СССР попал в Высшую украинскую лигу. И уже в 1992 году занял четвертое место в Высшей лиге. По результатам сезона 2002—2003 команда лишилась профессионального статуса, заняв последнее место во Второй лиге. И ее ликвидировали. Ныне на стадионе проводятся любительские матчи. 
Изображение

1977 год

Строительство Запорожской АЭС

28 ноября 1977 года выходит Постановление Совета Министров СССР о начале  строительство ЗАЭС. В этот же день (очень оперативно) под Запорожьем открывают мемориальную табличку о начале строительства. Под  АЭС и ТЭС, которые размещают рядышком, начинают возводить новый город – Энергодар. Так, раньше здесь появилась ТЭС (ГРЭС). Ее начали возводить одновременно со строительством города в 1970 году.
 1 апреля 1981 года был уложен первый кубометр бетона в фундамент первого энергоблока АЭС. В конце 1982 года начался монтаж самого реактора. Чтобы ускорить процесс и поднять энтузиазм вокруг строительства, в 1983 году сооружение Запорожской АЭС было объявлено ударной и всесоюзной комсомольской стройкой.  А уже 9 ноября 1984 года первый энергоблок Запорожской АЭС (мощность 1 млн. кВт в час) начал вырабатывать электроэнергию. Каждый следующий блок сдавался ежегодно. А в 1989 году возвели пятый энергоблок.
Изображение

1997 год

Зоологический парк "Таврия"

Парк был основан 1993 году предприятием "Коммунар" в Новониколаевском районе.   А 2 декабря 1997 года, распоряжением облгосадминистрации, "Таврии" присвоен статус заповедного объекта.  "Таврия" - это зоологический парк под открытым небом "Таврия",  расположен вблизи пгт. Терноватое. Площадь его составляет - 287 га.
Территория - это полынно-злаковые и кустарниковые степи, искусственные лесные массивы. Есть даже 3 искусственных озера. На территории содержатся редкие виды животных: северо-американские бизоны, олени пятнистые, олени благородные, европейские муфлоны, туркменские кулоны, косули, лошади, европейские лани,. Общее количество животных достигает более 400 голов. Здесь, также есть павлины и страусы, цесарки, орлы, куропатки.
Изображение

2011 год

Музей ретро–техники "Фаэтон"

1 декабря был открыт Музей ретро–клуба "Фаэтон". Общая площадь музея – 1 650 кв.м. 
Президент и владелец ретро-клуба "Фаэтон" Дмитрий Позняк. Открыли его не в очень удобном месте – на границе Заводского и Ленинского районов. Мало кто из запорожцев бывал в самом музее, но мало кто не видел машин из музея. Авто "Фаэтона" пользуется спросом во время исторических реконструкций и исторических парадов – вроде Дня Победы.  Любопытно, что машины  из будущего музея демонстрировали публике еще в 2008 году.
Есть в музее много интересных экспонатов. Например,  имеется легендарная "Катюша"  1941 года выпуска. Ее нашли в Херсонской области. В одном из колхозов она долгое время стояла на постаменте. Колхоз распался и машина стала никому не нужна.  Есть у них и знаменитая "Чайка" (ГАЗ-13), которая принадлежала последнему министру обороны СССР Дмитрию Язову. Длина машины больше 5,5 метров.