Обзор прессы Запорожья: шантаж маршрутчиков на Бабурке, открытие сезона в филармонии, запорожские легенды

газета стопка

В Запорожской прессе на этот раз обсуждались маршрутчики, которые хотят повысить тарифы и, буквально, шантажируют и городскую власть и местных жителей. Также газеты неожиданно дружно освещают открытие сезона в областной филармонии. Подробно ]]>о газетах от 13 сентября]]> - обозреватель ]]>"ZаБора"]]>.

ТОП-3 НЕВЕРОЯТНЫХ ГАЗЕТНЫХ ФАКТОВ НЕДЕЛИ
(без регистрации и смс)
- На закате Перестройки москвичи ездили на заработки в токмакское село ("МИГ")
- Шайка приазовских хитрецов шантажирует ахметовскую империю ("Суббота+")
- Запорожский артиллерист устроил двухдневный "фейерверк" с одного выстрела ("Перекур")

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ

Шантаж маршрутчиков на Бабурке
("Суббота+", "Верже", "Перекур"). В Запорожье социальный эксперимент над жителями Бабурки переходит на новый уровень: маршрутчики хотят, чтобы жители района платили им в 2 раза больше за проезд – 12 гривен вместо 5,5. Аргументация перевозчиков прежняя – "все ж подорожало". Ответ запорожских властей на требования маршрутчиков идентичен прошлогоднему – "ну имейте совесть, ну поработайте месяц нормально, а потом поговорим". При этом, вопрос об учете перевозимых пассажиров и теневой прибыли перевозчиков как не поднимался, так и не поднимается. Все идет к тому, что цену на проезд снова повысят – не до 12, а, допустим, до 8 гривен.
"Суббота+" и "Верже" посвящают проблеме развернутые статьи; см. обзоры газет. "Суббота" также выносит тему на первую полосу.
"Перекур" публикует по теме статью без подписи, написанную человеком, который либо не живет в Запорожье, либо пытается навешать читателям лапши на уши. "З початком осені у місті збільшився пасажиропотік. І тому в години пік стало складніше добиратися у спальні районі. Пасажири почали масово скаржитися на міський транспорт" - начинает материал издание. То есть раньше с транспортом все было хорошо, и только недалекие запорожцы взяли и увеличили пассажиропоток. Начальник гортранса Александр Власюк говорит, что лишь небольшая часть перевозчиков усилила автопарки автобусами нужной вместимости. В остальном же уровень транспорта остался "на том же месте". В целом, насколько можно понять из текста, власти требуют от маршрутчиков ликвидировать транспортные проблемы Хортицкого района – чиновников рассердило видео, где водитель 58-й маршрутки утрамбовывает пассажиров в салон. О других районах пока не говорится. В статье также указывается, что мэр Буряк попрекал перевозчиков за плохую работу тем, что "никаких проверок и откатов нет", следовательно, ничто не мешает им организовать перевозки.
Изображение

Строительство терминала ("Панорама", "Перекур"). На неделе мэр Буряк провел выездное совещание на стройке нового терминала аэропорта. В газетах выходят фоторепортажи типа "Буряк в каске на фоне объекта" и обширные статьи с ранее публиковавшейся информацией о характеристиках нового терминала. Издания подчеркивают серьезный уровень финансирования объекта из бюджета города: 350 миллионов потратили в прошлом году, 150 выделили в текущем. Общая стоимость терминала – 543 миллиона гривен.
"Панорама" и "Перекур" выносят тему на первую полосу.

Открытие сезона в филармонии ("Верже", "Панорама", "МИГ"). В газетах выходят обширные репортажи с открытия 62-го симфонического сезона филармонии 8-9 сентября. Премьерой давали кантату (когда на сцене "зажигают" оркестр, хор и солисты) "Кармина Бурана". Вместе с запорожским оркестром выступали также днепряне из тамошнего театра оперы и балета. Насколько можно понять из газетных репортажей, музыканты спели и сыграли очень хорошо, и запорожская публика восприняла премьеру на ура.
"Панорама" публикует интересные отзывы о шоу от запорожцев. 27-летний рабочий Евгений Рекус пришел в филармонию впервые, кантата ему понравилась, хоть и показалась "скучноватой". А ученый Анатолий Радченко, по его словам, хранит все билеты с концертов в филармонии – несколько тысяч. "Глинки" он посещает с 1979 года, скоро у запорожца, на секундочку, 40-летний юбилей симфонического фанатизма. Также газета сообщает, что 20 сентября в филармонии состоится фестиваль духовой музыки "Благофест", а 21-го – гала-концерт к открытию концертного сезона.
"МИГ" сообщает, что 27 сентября запорожский симфонический оркестр выступит вместе с известными европейскими музыкантами. 19-20 октября руководитель оркестра Вячеслав Редя даст 2 "именинных концерта", 26 октября в филармонии выступит лауреат международных конкурсов Елена Жукова с неким невероятным итальянским инструментом. А на Покрову запорожцев ждет премьера фол-рок-оперы "Легенда про Отамана".

ПОДРОБНЕЕ О ГАЗЕТАХ

"Суббота+"

Изображение

"В Запорожье маршрутчики шантажом вымогают повысить стоимость проезда в два раза" (Игорь Демин) – двухполосная статья. Материал начинается с репортажа с остановки транспорта "Универсам" на Бабурке в полвосьмого утра пятницы. Половина автобусов и маршруток в это время проезжает мимо остановки, не останавливаясь, остальные, будучи забитыми до упора, "выплевывают" двух пассажиров, на место которых заходят еще шестеро. По наблюдениям издания, уехать в Бабурки утром сложно, унизительно, но возможно: на "Универсаме" больше 40 пассажиров в утренний час пик не скапливалось. Кроме того, жители района организовываются в очереди на попутные авто: стоимость проезда – 10 гривен. В вечерний час пик, с полпятого до шести, на остановке "проспект Металлургов" в сторону Хортицкого района издание насчитало очередь, не превышающую 70-80 человек. Автобусы в это время ходят "ритмично", говорится в статье, в очереди никто не ругается.
За неделю до проведенного газетой исследования добраться на Бабурку в час пик было нереально, пишет издание. Дело было в том, что перевозчики решили устроить "предупредительную забастовку", сократив количество автобусов на линии, пытаясь таким образом склонить мэрию к повышению цены проезда. Несмотря на все громкие "требования" мэра Буряка к перевозчикам, повышение тарифа, скорее всего, не за горами. Как и при пришлом повышении, градоначальник пообещал "рассмотреть предложение", если маршрутчики месяц поработают качественно.
При этом, чем перевозчики аргументируют свои "хотелки" - непонятно. Учета перевезенных пассажиров как не было, так и нет, в отрасли царит "черный нал", часть которого оседает в кабинетах мэрии, пишет издание.

"Слиться, чтобы выжить: в Запорожье собираются объединить два вуза" (Ирина Дубченко) – двухполосная статья о дальнейшей судьбе ЗГИА. За последние 5 лет "инженерка" потеряла почти всех студентов: количество учащихся сократилось с 14 тысяч в 2013 году до 2 в текущем. У вуза серьезные долги: 3 миллиона по зарплате, 2 – по "коммуналке". В качестве панацеи ЗГИА выбрала слияние с ЗНУ, уже есть согласие трудового коллектива. Теперь дело – за Минобразования.
В нацуниверситете просят не рассматривать грядущее поглощение как гарантию увеличения госфинансирования вуза, ведь в прошлом году ЗГИА получила лишь 34 бюджетных места (из 1690, выделенных на Запорожскую область). В безболезненном прохождении процесса ЗНУ рассчитывает на собственные силы - в первую очередь, на менеджмент, которому пока удается стабильно привлекать в университет все больше студентов. По задумке сторон, весь трудовой коллектив инженерной академии будет сохранен, будет создано новое юрлицо. Процесс объединения займет около полутора лет.
Тяжело восприняли новость о слиянии "инженерки" с "педом" в ЗНТУ – из-за того, что поглотить ЗГИА рассчитывала именно "машинка". Ректор вуза Сергей Беликов даже мечтал, что такой альянс позволит создать в Запорожье полноценный политехнический университет. Сегодня Беликов говорит, что озвучивание решения о слиянии в разгар вступительной кампании может стать самоубийством для ЗГИА, поскольку этим летом многие студенты якобы не захотели поступить в академию именно из-за неопределенности с ее будущим. Также глава "машинки" недоумевает, как руководство "инженерки", еще 4 года назад имевшее на счетах более 20 миллионов гривен, умудрилось не только растратить эти деньги, но и накопить столько долгов. А ЗНТУ братьев-технарей в финансовом плане бы не обидел, подчеркивает Беликов. Техуниверситет сегодня имеет на счетах 15 миллионов гривен и 8,5 миллионов гривен на депозитах, и это – не считая грантов и госфинансирования.

"Крестьяне Приазовья против ветряков: "Шумит очень и пчелы не летают" (Ирина Дубченко) – двухполосная статья о конфликте в селе Ботево Приазовского района. Около двух десятков местных жителей протестуют против введения в эксплуатацию Ботиевской ВЭС, крупнейшей в Украине. Ветростанция принадлежит ДТЭК Рината Ахметова.
Проблемы у "ахметовцев" начались на этапе прокладки кабелей от ветряков к трансформаторам по участкам, принадлежащим местным жителям. С 80 ботиевцами ДТЭК заключил договоры сервитутов (на долгосрочное пользование землей без права отчуждения), согласно которым селяне получают в год по 10 тысяч гривен; столько же получает и местный фермер, теряющий земли сельхозназначения. Однако около двух десятков местных наотрез отказываются договариваться с ДТЭК.
На прошлой неделе представители энергокомпании приехали на переговоры с протестующими, пишет издание. По словам "представителя ДТЭК" Людмилы Ишковой, изначально "отказники" хотели, чтобы донецкие отремонтировали дорогу в Ботиева, однако компания не брала на себя таких инвестиционных обязательств. Выручила ЗОГА, завершившая, что дорогу отремонтируют в следующем году – ведь доставка элементов ветряков через порт Бердянска принесла в бюджет области 500 миллионов гривен дополнительных налогов. Однако протестующие выдвинули новое условие: дорога – это хорошо, но нельзя, чтобы по ней ездил обслуживающий ветростанцию крупногабаритный транспорт. А то от вибрации дома разваливаются.
ДТЭК пообещал компенсировать селянам расходы на возможные ремонты домов, заверяет Ишкова. Однако те в конечном итоге заявили, что они вообще против работы станции, поскольку из-за ветряков у них "пчелы не летают, куры не несутся и коровы не доятся". Некоторые "отказники", говорит Ишкова, в личных разговорах признают, что им ни к чему инвестиции, которые ДТЭК вложил в Ботиево (около 10 миллионов гривен на ремонт школы, клуба, водопровода, покупку школьных автобусов) – им просто нужны деньги. Донецкая компания, пишет издание, могла бы вообще не возиться с ботиевскими "нехочухами", а заключить договоры напрямую с фермерами и заняться прокладкой кабелей на основании проекта, одобренного на общественных слушаниях. Но уважение к частной собственности важнее, поэтому поиск компромисса продолжится, уверяет Ишкова.
Версию о том, что протестующие пошли на поводу у собственной жадности, подтверждает и глава Ботиевского сельсовета Николай Чубуклиев. Его бы воля – он вообще бы отменил эту "демократию" с окучиванием недовольных местных жителей, пишет издание.

"Авторская песня накормила не одно поколение попрошаек, поющих в электричках, на вокзалах, рынках" (Олег Локтев) – двухполосная статья о бардовской песне в целом и о фестивале "Байда-18" в частности, написанная со слов президента ассоциации бардовской песни Украины Вадима Гефтера. Из материала можно узнать, что Украина считается кузницей кадров для КСП-шного движения: Владимир Галич родом из Днепра, Виктор Берковский – из Запорожья, классики бардовского движения Руслана Турянская и Валерий Мащенко – уроженцы Сум и Ровно соответственно. Несмотря на то, что русский является языком "по умолчанию" для постсоветской бардовской песни, у нас есть немало авторов, делающих годный продукт на госязыке: Сергей Шишкин, Эдуард Драч, Николай Воловик.
Подверстка к статье – комментарий по теме запорожского барда, одного из отцов-основателей фестиваля "Байда" Сергея Кучмы. Запорожец явно противопоставляет себя коллегам-бардам, переведшим свое творчество на коммерческие рельсы – таким, как Андрей Макаревич, на одном из всесоюзных фестивалей выходивший на сцену после Кучмы. Или Олег Митяев, который, по словам запорожца, "дорабатывает репертуар под нужды публики" и впоследствии варьирует сумму своего концертного гонорара от "сколько дадите" до тысяч долларов. Самому Кучме, по его словам, в конце 80-х годов прошлого века тоже предлагали концертный тур (на основе его шлягера "Русская рулетка") на 92 города СССР. Кучма отказался.

"Как в январе 1907 года мещанин Кузьма Шапилов за безграмотных александровских проституток прошение городскому голове подписывал"
(Борис Артемов) – начало исторического очерка. Главный герой статьи – житель Александровска, имевший, насколько можно понять из текста, мелкий заработок в виде составления прошений и обращений в органы власти от имени заказчиков, не обученных грамоте. А также посредничества между заказчиками и стряпчими – чиновниками-деловодами. Стоимость услуги – серебряный рубль и чарка водки. На этот раз клиентами Шапилова выступили 4 местные проститутки (из них трое еврейской национальности), подававшие прошение на имя городского головы Феликса Мовчановского. О сути прошения в тексте не говорится; наверное, эту тему раскроют в следующих частях статьи.
Из материала также можно узнать, что значительная часть александровских жриц любви обреталась в съемных квартирах и гостиницах на улицах Кузнечной (сегодня – проспект Соборный от Шенвизского моста до Транспортной площади), Николаевской (Святого Николая), Екатеринославской (Почтовая) и Московской (Амосова). Немногие проститутки города при их образе жизни доживали до 30 лет, говорится в статье.

"Верже"

Изображение

"Анатолий Сидоренко: "Медреформа на марше! Лучшие уже за границей…"
(Светлана Третьяк) – полосное интервью с главой профсоюза работников "скорой помощи" на тему негативных моментов проводимой медреформы. Доктор, в основном, рассказывает о том, какие проблемы ждут именно "скорую". В Запорожье на сегодня не хватает 40 водителей этой службы. Реформа же подразумевает, что из имеющихся водителей сделают парамедиков, но зарплату они будут получать на 30 процентов меньшую. Также Сидоренко приводит аргументы в пользу сохранения нынешнего уклада работы "скорой помощи". Сегодня бригада в составе врача и/или фельдшера приезжает на вызов, ставит диагноз и решает, нужно ли госпитализировать пациента. Недавно по Хортицкому району было 80 вызовов, из которых госпитализацией закончились 28. Парамедики же должны будут в любом случае везти пациента в больницу – в нашу среднестатистическую больницу, а не в просторную американскую, где хватит места и врачей для всех привезенных, говорит Сидоренко.
Нельзя менять только систему работы "скорой", не вкладывая денег в медицину в целом, считает врач. В то же время, согласно положениям медреформы, финансирование "скорой помощи" "сбросили" на областные советы, у которых нет денег даже на нормальное обеспечение службы транспортом (в Запорожье нужны 60 карет "скорой" с современным оборудованием). Кроме того, говорит Сидоренко, "сейчас пытаются" вдвое сократить количество медпрепаратов в укладке бригады – с 60 до 30. А парамедики якобы будут возить с собой лишь 10 препаратов.
Уже запущен проект по обучению парамедиков в Черкасской и Тернопольской областях, первый набор составляет 250 человек. Сидоренко, по его словам, связывался со студентами курса – они настроены уехать работать в Чехию или Польшу сразу после получения "корочек". Вообще, есть ощущение, что Минздрав хочет сделать службу "скорой помощи" частной, предсказывает герой материала.

"Стоимость проезда растет, а состояние транспорта ужасает"
(Иванка Волощук) – полосная статья. В ней много внимания уделяется санитарному состоянию городского транспорта: засаленные шторки и чехлы, немытые поручни, грязь в салоне. Теоретически, за опрятностью "Спринтеров" должны следить Укртрансбезопасность и Госпотребслужба, однако в реальности контролеры больше обращают внимание на техническое состояние маршруток и наличие необходимой документации. Нормально убирают лишь транспорт "Запорожэлектротранса": все внутренние поверхности трамваев, троллейбусов и автобусов обрабатываются сертифицированным раствором "Бланидас", моются окна.
Сегодня на запорожских маршрутах работают 20 фирм-перевозчиков (с 700 единиц транспорта), и все они выступают за повышение цены на проезд. Маршрутчики уверяют, что часть их транспорта находится на ремонте, а многие водители уезжают работать за границу – отсюда и невозможность работать при существующем тарифе. Если тариф для жителей Бабурки, не дай Бог, поднимут с 5,5 до 12 гривен, то жителям этого района придется за 20 рабочих дней тратить на проезд (без пересадок) 480 гривен, пишет издание. Неужели перевозчики думают, что кто-то сядет в их скотовозки за 12 гривен, говорится в статье.

"Перекур"

Изображение

"Місто переходить на новий технологічний рівень"
(автор не указан) – полосное интервью с директором КП "Центр управления информационными технологиями" Юрием Орешкиным, который рассказывает о проекте "Безопасный город". Система видеонаблюдения, которую устанавливают в Запорожье, позволит не только помочь работе полиции, но и вести подсчет транзитных грузовиков, заезжающих в город, отслеживать нагрузку на дорогах. В городах Украины, где система уже работает, уровень преступности снижается на 25-30 процентов, говорит чиновник. Сегодня в Запорожье монтируются 211 камер наблюдения, всего за 3 года в нашем городе установят около 3,5 тысячи камер за 100 миллионов гривен. В ближайшее время камеры появятся в районе "круга" возле Автовокзала.

"Воюющий с пламенем" (Марина Ботнарева) – полутораполосное интервью с запорожским пожарным Тарасом Чубенко, приуроченное ко Дню спасателя 17 сентября. Герой материала – потомственный пожарный: эту же профессию выбрали его дед, бабка, отец, дядя, двоюродный брат. Чубенко, по его словам, уже не ведет счет потушенным пожарам и спасенным жизням – сбился со счета, да и заслуга в тушении принадлежит всему караулу, а не только одному спасателю.
За свою 10-летнюю карьеру Чубенко видел немало трагических случаев гибели людей на пожаре – ужасно обгоревшие тела и прочее. Тяжело пожарный пережил увиденное в ДТП, произошедшем в прошлом году: ГСЧС приехала по вызову доставать людей из искореженных авто. В той аварии, рассказывает Чубенко, погиб некий "спортсмен", а также его годовалая дочка, которой срезало голову. Вообще, герой статьи советует запорожцам не медлить с вызовом пожарных – даже в том случае, когда с возгоранием можно справиться своими силами. Даже если спасатели приехали, а огонь уже потушен: "Ничего вам за это не будет" - говорит Чубенко.
Немало было в практике Чубенко и забавных случаев. Чаще всего они происходят тогда, когда запорожцы оставляют на горящей плите кастрюлю и забывают ее, либо засыпают. А потом не могут понять, что за люди в спецодежде попали к ним в жилище. Один из таких "забывчивых" даже смотрел телевизор в соседней комнате в то время, как на кухне горела кастрюля. При виде пожарных чудак даже попытался "выключить" их пультом от ТВ – наверное, находился под действием каких-то веществ.
Чубенко также отмечает улучшение материально-технического снабжения ГСЧС. Забыты "дедовские" боевки, вместо них пожарные используют качественную немецкую спецодежду. Поступают новые пожарные авто, амуниция.

"Що розпопів про війну "професор"
(Юрий Харченко) – интервью с запорожским фронтовым добровольцем Андреем Несмачным. С 1996 года и поныне – с перерывом на войну – герой материала работает на "Днепроспецстали". Зимой 2014 года каждую неделю посещал запорожский Майдан. Незадолго до аннексии Крыма Несмачный вместе с сестрой несколько дней отдыхал в Ялте и составил интересные наблюдения о тогдашней обстановке на полуострове. В те дни по городу, рассказывает запорожец, повсеместно встречались группы похожих друг на друга молодых людей. По словам ялтинцев, незнакомцев массово завезли в санатории вокруг города. Несмачный предполагает, что это были солдаты-"срочники" из РФ, которые впоследствии изображали "крымскую самооборону", авангард оккупационных войск. Сам же Крым в те дни был увешан бигбордами "антимайдана" и Виктора Медведчука, они затмили даже "борды" с Януковичем и Партией регионов.
Приехав из Крыма, запорожец тут же отправился в военкомат по месту жительства (в какой, не указывается), но столкнулся с полным пофигизмом его сотрудников – "Ты зачем пришел? А что такого в стране происходит, все нормально". Когда военкоматы, наконец, заработали нормально, Несмачному отказали в мобилизации из-за возраста (сколько ему лет, в статье не указывается). Доброволец завалил письмами Генштаб и СНБО, и, в конце концов, указание взять героя статьи в армию поступило в военкомат прямо из ГШ. Запорожец попал в артиллерийское подразделение 23-го батальона "Хортица".
В материале описывается забавный случай, произошедший с запорожскими артиллеристами в январе 15 года. Бойцы выехали на позицию, навелись на указанную цель, но смогли сделать лишь один выстрел – у орудия 1941 года выпуска отвалился прицел. По возвращении на позицию канониры узнали, что с первой попытки попали в склад боеприпасов террористов, который потом 2 дня горел и взрывался. Впоследствии выяснилось, что за уничтожение склада наградили орденом Хмельницкого бойца, не имевшего к этому отношения, говорит Несмачный.
О местных запорожец отзывается хорошо – говорит, что они поначалу, наслушавшись пропаганды, относились к ВСУ с опаской, но спустя время уговаривали батальон не уходить на ротацию: "Вдруг опять эти уроды придут".

"Панорама"

Изображение

"Мы в ответе за то, что посадили"
(Татьяна Жавжарова) – полосная статья о состоянии зеленых насаждений – старых и новых – в Запорожье. По официальным данным, в Запорожье насчитывается лишь 391 гектар зеленых зон (в том числе 7 парков на 43 гектара, 63 сквера на 73, уличных насаждений и зеленых уголков на 272), за которыми ухаживает КП "Зеленстрой". Вместе с лесами Хортицы и посадками в нашем городе – около 1800 гектаров леса, по 20 квадратных метров на запорожца. По рекомендациям ВОЗ, нужно по 50 "квадратов" на человека. Многие деревья прожили уже 50 лет и считаются старыми.
В текущем году на озеленение Запорожья потратят 5,78 миллиона гривен (в прошлом году – 3,26). Также, в прошлом году "Зеленхоз" высадил в городе почти 2 тысячи деревьев и 14,5 тысячи кустарников. Однако деревья мало посадить – их нужно еще и поливать, а с этим проблема. На весь город работает всего 7 поливочных машин (при Союзе было 126). Это во-первых; во-вторых, такой полив неэффективен, нужен капельный полив. Именно на эту систему будут переходить городские власти при реконструкции парков и скверов. Капельный полив установят на Аллее роз и в новом Театральном сквере. Кроме того, согласно Генплану, в ближайшие годы будут расширены парки Трудовой славы и Поколений (Бабурка). Также на месте прибрежной рощи за "Эпицентром" "когда-нибудь" создадут парк на 30 гектаров, пишет издание.
В прошлом году "Зеленхоз" в рамках новой программы впервые стал высаживать деревья и кусты во дворах школ и детсадов, на эти цели потратили 292 тысячи гривен. Встал вопрос с поливом саженцев; деньги на воду не выделялись, и молодые деревья поливали "полузаконно", говорится в статье. В этом году бюджет города впервые предусмотрел деньги на полив пришкольных скверов; сколько, не указывается.
Следят, пишет издание, за состоянием своих зеленых насаждений и на запорожских заводах. На "Запорожстали" зеленая зона составляет 120 гектаров, на уход за ней комбинат каждый год тратит 1,5 миллиона гривен. В этом году высадили еще 100 деревьев. За 22 гектарами зеленых зон на Правом берегу следит "ЗТР". "Мотор Сич" ухаживает за своими 15 гектарами зелени и за парками Климова и Андрея Первозванного. На "Запорожкоксе" растут 7 гектаров деревьев, высаживаются новые. В следующем году на коксохиме хотят посадить сквер на 5 гектаров. "Запорожкран", принадлежащий финской корпорации "Конкрейнс", к своему 90-летию решил высадить в Запорожье 90 деревьев. За насаждениями пообещал ухаживать "Зеленхоз".

"Если у города нет легенд, их нужно придумать" (Светлана Олейник) – полосное интервью с запорожским краеведом Романом Акбашем. Свою первую экскурсию фанат истории города провел летом 2011 года в Старом городе. Самым легендарным домом Запорожья Акбаш называет дом Лещинского (напротив театра) – здесь певец Леонид Утесов провел первую ночь с будущей женой. Утесов, оказывается, жил в нашем городе в 1913-14 годах, работал в театре-цирке на углу Днепровской и Святого Николая. Есть в нашем городе и дом с привидениями, это – мельница Нибура у автовокзала, где, согласно байкам, можно встретить дух ее создателя Германа Нибура (а я еще слышал про призрак любовницы Брежнева в Краеведческом музее)) – авт.).
Запорожью не хватает туристических легенд, считает Акбаш. Например, почему бы не "привязать" Запорожский дуб к пушкинскому дубу со златой цепью, ведь писатель когда-то проезжал наши края. Девушкам же, которые никак не дождутся суженого, краевед советует в полночь залезть на колени памятника Михаилу Глинке у филармонии – и можно начинать готовиться к свадьбе.

"По каналу промчатся байдарки и каноэ"
(Дмитрий Шилин) – интервью с ветераном запорожской гребли, экс-главой областной федерации гребли Николаем Земляком. Материал приурочен к возрождению турнира среди байдарочников и каноистов на призы газеты "Индустриальное Запорожье", который проводился в нашем городе на Гребном канале с 1970 по 1984 год.
Земляк вспоминает, как появился Гребной канал; в этом районе добывали песок для строительства, и, чтобы не рыть просто карьер, решили сделать канал. На соревнования приезжали спортсмены со всего Союза, в том числе из "Комсомольска-на-Амуре", преодолевавшие 10 тысяч километров для того, чтобы посоревноваться в Запорожье. В среднем, на Гребном каждый год состязались около 200 спортсменов – на фанерных лодках (для "сборников" делали из красного дерева), покрытых водостойкой тканью. Сегодня лодки стоят от 5 до 20 тысяч гривен, рассказывает Земляк.


"МИГ"

Изображение

"Мусорные баки – на трамвайную остановку"
(автор не указан) – заметка о проблемах жителей домов №№ 14 и 14а на улице Базарной, у которых появился замечательный сосед. Арендатор нежилого помещения хозяйничает во дворе – огородил территорию большими камнями и вынес мусорные баки за территорию, на трамвайную остановку. Обратившиеся в газету местные жители возмущены тем, что в баки теперь выбрасывают мусор все прилегающие торговые точки, а платят за это они. При домах создано ОСМД, так что арендатор не имеет права распоряжаться во дворе по своему усмотрению. Представители инициативной группы даже обращались в полицию, однако там им посоветовали "помалкивать", поскольку у наглеца есть некие высокие покровители (имя "крутого" в материале не указывается. Его зовут Федя, говорили, что он ранее позиционировал себя как друг и партнер "Анисима", - авт.).

"Разносить почту мечтала с детства…" (Светлана Шкарупа) – статья о ветеране почтовой службы Орехова Надежде Воронковой. Героиня статьи проработала почтальоном 41 год, об этой профессии, по ее словам, мечтала с детства. Первые годы работы были тяжелыми: работали без выходных, корреспонденции разносили намного больше, чем сейчас, и доставлять ее приходилось пешком – велосипеды у почтальонов появились лишь 8 лет назад. Сегодня почтальоны не только разносят письма, газеты и "платежки", но и продают галантерею, могут даже сбегать оплатить "коммуналку" для тех, кому тяжело выйти из дома. Профессию почтальона выбрала и дочь Воронковой Елена, у нее уже 20 лет стажа.
О нападениях на почтальонов героиня статьи говорит неохотно – чтобы не накликать беду. Нередко нападают собаки, бывают и попытки грабежа. Для самозащиты у "листонош" есть газовый баллончик, или даже обычная соль – чтобы бросить в лицо налетчику. Помимо этого, труд почтальона также неблагодарен. Зарплата – 2700 гривен, за 41 год стажа Воронкова заработала себе пенсию в размере аж 1400 гривен. Почтальоны также могут подрабатывать оформлением страховых полисов и торговлей ширпотребом, это – плюс 600-800 гривен в месяц.
Подверстка к статье – проверка слуха о том, что работники почты якобы больше не будут разносить пенсии по домам. По словам запорожца Юрия Шрамко, в 95-м отделении Александровского района ему заявили, что почтальоны увольняются из-за маленьких зарплат, поэтому за пенсией ему стоит приходить самому. В проблемном отделении газете сообщили, что проблема с кадрами действительно есть, но она решается, и доставку пенсий на дом никто не отменял. Тем не менее, проблема есть: например, в 11-м отделении Мелитополя уволились вообще все – почтальоны, операторы, водители. При этом, в прошлом году глава "Укрпочты" (Игорь Смилянский. Летом он вроде бы собирался подавать в отставку, - авт.) получил зарплату в размере почти 4 миллиона гривен. С ноября прошлого года начали повышать з/п и рядовым работникам предприятия, но начали с руководителей, а не с низшего звена.

"Вслед за песней
" (Владимир Шак) – двухполосная статья на цветной разворот из серии "Точка на карте", "роуд стори" о путешествии по северо-восточным районам Запорожской области в поисках "токмакской Саур-могилы". Именно эта возвышенность, считает автор, упоминается в "Козацком марше" и народной песне о козаке Морозенко.
В ореховском селе Новоданиловка издание обнаружило любопытный памятник красноармейской парашютной ДРГ, уничтоженной в этих краях в апреле 1943 года. Группа состояла из 5 человек, в том числе трех женщин, немцы сумели схватить диверсантов по наводке местных жителей; газета обещает рассказать эту историю в следующих номерах.
Токмакское село Работино известно тем, что в нем, а также в Мариуполе (и больше нигде) с советских времен стоит памятник махновцу – командиру Мариупольского полка махновской армии Кузьме Апатову. "Ватажка", уроженца Работино, большевики не предали анафеме, вероятно, потому, что он погиб в бою с врангелевцами и на момент последнего объявления Махно "вне закона" был уже мертв.
Сама Саур-могила же находится у села Новопрокоповка Токмакского района, у которого тоже есть своя интересная история. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в село массово съезжались сезонные "заробитчане" - не только украинцы, но даже россияне из Москвы. Гастарбайтеры съезжались, чтобы заработать на вязке веников – настолько прибыльным был этот бизнес (как обстоит дело с вениками сейчас, в статье не указывается, - авт.). В селе работал очень состоятельный колхоз – настолько состоятельный, что в 1990 году колхозники решили за свой счет восстановить разрушенный большевиками Свято-Троицкий храм. Потратили миллион советских рублей.

"Запорожская правда"

Изображение

"Люди, які нас надихають, ідеї, які нас окриляють, події, що нас захоплюють"
(Александра Воронцова) – традиционный дайджест событий в регионе, ранее занимавший 2 полосы, а теперь сжавшийся до одной. Среди выделенных газетой событий и людей – творческие подвиги запорожского уличного художника Александра Харьковского, фестиваль "Ми українські" в Приморске, День города в Бердянске.

"Рятувальник Володимир Колосов на варті безпеки…"
(Александра Друян) – статья ко Дню спасателя о запорожском пожарном из 1-й пожарной части Александровского района. Колосов работает в ГСЧС уже 23 года, участвовал в ликвидации сложных чрезвычайных ситуаций- "первой" Новобогдановки, пожара в цехе готовой продукции масложирзавода. За время службы запорожец принял участие в тушении сотен пожаров и говорит, что сложнее всего работать, когда приходится спасать из огня инвалидов.

ЛУЧШЕЕ В ГАЗЕТАХ

Лучшие выпуски – "Суббота+", "Перекур", "МИГ".

Лучшие статьи:

"Вслед за песней" (Владимир Шак, "МИГ").
"Разносить почту мечтала с детства…" (Светлана Шкарупа, "МИГ").
"Мы в ответе за то, что посадили" (Татьяна Жавжарова, "Панорама").
"Що розпопів про війну "професор" (Юрий Харченко, "Перекур").
"Воюющий с пламенем" (Марина Ботнарева, "Перекур").
"Анатолий Сидоренко: "Медреформа на марше! Лучшие уже за границей…" (Светлана Третьяк, "Верже").
"В Запорожье маршрутчики шантажом вымогают повысить стоимость проезда в два раза" (Игорь Демин, "Суббота+").
"Крестьяне Приазовья против ветряков: "Шумит очень и пчелы не летают" (Ирина Дубченко, "Суббота+")
"Слиться, чтобы выжить: в Запорожье собираются объединить два вуза" (Ирина Дубченко, "Суббота+").