Эта неделя в истории Запорожья: Александровск в УНР, горбатый "Запорожец", "Весна на Заречной улице"

Машина времени

]]>"ZаБор"]]> снова приглашает сеть на нашу машину времени. Мы отправляемся путешествовать по событиям, которые произошли в нашем городе с 21 по 27 ноября. Среди них – открытия новых школ, финиш Днепростроя-2, премьера самой запорожской киноленты, появление горбатого "Запорожца" и многое другое.

1911 год

Переписка с генконсулом США

26 ноября 1911 года в Александровск приходит весьма неординарное письмо. Его властям города написал генеральный консул США. Американский дипломат сообщал об интересе к нашему городу заокеанских инвесторов. "Американские капиталисты заинтересовались вашим городом. Согласен ли ваш город выдать концессию на проведение электротрамвая, освещения, водопровода и пр.?", - гласил текст письма. Знаете, что ответили отцы города? Вежливо отказались, написав что-то вроде: "Так есть у нас уже и водопровод, и освещение". Про трамвай почему-то не вспомнили. В итоге он и появится в нашем городе  еще не скоро - 21 год спустя.
Изображение

1912 год


"Биржевая школа"

В конце ноября 1912 года в Александровске принимают в эксплуатацию новое здание одной из городских школ. Сооружение находится у Биржевой площади, поэтому в народе учебное заведение получит имя "Биржевая школа". Официальное же название - Второе смешанное низшее городское училище. Здесь начальное образование получают  и мальчики, и девочки. Они учатся 4 года.  В 1914 году училищу присвоят имя К. Д. Ушинского, а в 1920  учебное заведение и вовсе переименуют – в трудшколу имени Третьего Интернационала. Позже здесь некоторое время будет работать школа №8. Сейчас здание можно увидеть по адресу Базарная, 4.

1903 год

Александр Ивченко

23 ноября 1903 года в Большом Токмаке родился один из самых выдающихся запорожцев – инженер-конструктор Александр Ивченко. Свою трудовую деятельность Александр Георгиевич начиналв 1935-м  на запорожском заводе имени Баранова – будущем "Моторе". После войны в Запорожье Ивченко организовал конструкторское бюро по проектированию двигателей для гражданской авиации. То самое, которое сейчас и носит имя своего создателя – КБ "Ивченко-Прогресс".  Среди наград Ивченко - звезда Героя Социалистического труда, два ордена Ленина, три - Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды. Он был  лауреатом Сталинской и Ленинской премий, доктором технических наук, академиком украинской Академии наук, депутатом Верховного совета УССР.  Имя Ивченко можно встретить на карте Запорожья, перед его родным КБ стоит и памятник Александру Георгиевичу.
Изображение

1917 год

Александровск в  УНР

22 ноября 1917  Александровский совет принял решение о вхождении в Украинскую Народную Республику.  "За" голосует большинство городских депутатов – 147. "Против" - 95.  А  через четыре дня в городе торжественно отмечают создание УНР и провозглашение  ІІІ Универсала Центральной Рады. Праздник проходит на площади Тараса Шевченко –  район будущего парка Климова в Шевченковском районе. Торжество открывается  молебном, а продолжается военным парадом. В последнем участвуют гайдамаки и члены Вольного казачества.
Изображение

1947 год


Хлебокомбинат №1

22 ноября 1947 года начинает свою деятельность Запорожский хлебокомбинат  №1. В состав нового предприятия входят Верхнехортицкая пекарня (обслуживает Верхнюю Хортицу и правый берег), а также хлебозавод №1 на улице Верхней.  На хлебозаводе работает 6 печей. Производственная мощность предприятия в 47-м году :  80 тонн хлеба и 2, 5 тонны булочных изделий.

1956 год

"Весна на Заречной улице"

26 ноября 1956 года на экраны выходит, пожалуй, самый запорожский из всех художественных фильмов – "Весна на Заречной улице".  Многие кадры киноленты Феликса Миронера и Марлена Хуциева снимались именно в Запорожье. Основной съемочной площадкой в нашем городе стал комбинат "Запорожсталь". Съемки велись также в ДК имени Кирова, на улицах Запорожья и в местных школах. В каких именно – по мнению запорожцев едва ли не во всех Шутка! Вероятно, что в средней 47-й и вечерней 4-й. В образ сталевара киноактеру и исполнителю главной роли Николаю Рыбникову помогал вживаться самый молодой  в СССР Герой Соцтруда – запорожский металлург Григорий Пометун. Да и вообще сам фильм станет своеобразным предметом для гордости или даже  фетишем для запорожцев. Главный саундтрек ленты и вовсе будет считаться неофициальным гимном Запорожья. Не зря же, именно мелодию из "Весны…"   "отбивают" главные городские куранты – Часы влюбленных на бульваре Шевченко.
Изображение

1960 год

"Запорожец"

22 ноября 1960 года происходит знаковое для Запорожья, а то и для всего СССР событие – с конвейера автозавода "Коммунар" сходит первая серийная партия автомобилей "Запорожец". Первенец наших автостроителей – ЗАЗ-965. Конструкторы "Коммунара" любя называют его "малыш". Впрочем, в народе он  получит, куда более популярное  прозвище – "горбатый". Прототипом для первого "Запорожца" стал 600-й "Фиат", а  первую экспериментальную модель нашей микролитражки собрали еще в 1954-м. Причем, не в Запорожье, а в Москве – на МЗМА. Производственных площадей последнему не хватило,  со второй половины 50-х годов созданием микролитражки занялись на бывшем  комбайностроительного заводе "Коммунар". А уже в 1959-м одну из праздничных демонстраций запорожцев возглавили три опытные модели "Запорожца". Кстати, самые первые серийные  ЗАЗ-965  остаются  в родном городе - машины с номерами "00-01", "00-02", "00-03" продали электрику "Коммунара" Дихтяренко, начальнику лаборатории автозавода Голубевой, токарю "Днепроспецстали" Олейнику и бригадиру "Днепроспецстали" Кнышу.
Изображение

1974 год

Днепрогэс-2

25  ноября 1974 года  впервые дает промышленный ток первый гидроагрегат Днепрогэс-2. За первые сутки своей работы машина выработала около миллиона киловатт-часов энергии.  Днепрострой-2,стартовавший в 1969 году (первый кубометр бетона в фундамент машинного зала положили и вовсе в 1972-м),  близится к своему завершению. Уже до конца 1974 года в  в строй действующих вступят еще два гидроагрегата новой ГЭС.
Изображение

1988 год

Улица Рубана

В 1988-м году на карте города появляется новая улица. 24 ноября Запорожский горисполком увековечивает в новом топониме имя запорожского воина-интернационалиста Петра Рубана.  Наш земляк погиб в Афганистане 16 января 1984 года. Будучи командиром эскадрильи, майор Рубан вызвал на себя огонь душманов, чтобы засечь их  огневые точки и нацелить на них ведомых. Нанес удар по первой огневой точке, развернулся, пошел в атаку на вторую цель. И тут его машину подбили... Летчика похоронили на Капустяном кладбище в Запорожье. Посмертно запорожцу было присвоено звание Героя Советского Союза.  Помимо улицы на Бабурке имя Петра Рубана в конце 80-х получила и его родная школа №69.
Изображение

1990 год

"Логос"

26 ноября 1990 года декабря Запорожский горисполком регистрирует малое государственное предприятие "Школа "Логос".  Тогда запорожские газеты сообщают, что создана первая платная школа в городе. "Ежемесячная плата, как планируют, составит 50-70 рублей в месяц", - пишут журналисты.  Учредителями новой школы выступают  городской отдел народного образования (им тогда заведовал Николай Фролов) и внешнеторговая фирма "Электра" (директор – Вячеслав Монько).  Первым директором "Логоса"  становится Сергей Горбачев. Уже в декабре 1990 года  были набраны два восьмых класса. 10 января 1991 года первые ученики "Логоса" приступили к занятиям. Тогда они проходили в аудитория Запорожского индустриального института.