Только в Запорожской области существует 110 козацких организаций. И только 10 из них принимают активное участие в защите города и Украины от агрессии РФ. При этом некоторые фейковые козацкие структуры собирают взносы и торгуют званиями. Об этом руководители козацких объединений рассказали в интервью, сообщает обозреватель "ZаБора" .
О современном запорожском козачестве в материале газеты "Суббота+" : "Спасовец" Александр Притула: "Некоторые казаческие организации отмывают деньги и продают звания" (Олег Локтев). Это двухполосный экскурс по современному козачеству Украины, написанный от лица главы всеукраинской федерации "Спас" Александра Притулы.
Современные козаки Украины действуют как общественные организации и существуют за счет пожертвований и доходы от хоздеятельности, поясняет "спасовец". Притула соглашается, что среди козацких "общественных организаций" немало фейковых контор, которые только и делают, что собирают взносы и торгуют мундирами и "генеральскими" званиями.
Однако настоящие козаки посвящают себя просветительской деятельности, патриотическому воспитанию молодежи, дежурят на блокпостах, в конце концов, воюют на Донбассе. В качестве примера настоящего козака Притула называет Генического атамана Сергея Галича, к которому весной 2014 года прибыла группа вооруженных "донских казаков". Казачки предложили Галичу присоединиться к "русской весне", но тот их послал, организовав затем первые блок-посты в Херсонской области.
Козаки Запорожья одними из первых выступили против сепаратистских проявлений весной 14 года, говорится в статье. Притула также напоминает, что на Донбассе воюет 37-й добровольческий козацкий батальон (вероятно, имеет в виду запорожский 37-й бат, который пару лет назад посвящали в козаки, - авт.).
Вообще, события последних лет сильно почистили ряды козаков Украины от "ряженых". Хотя псевдокозацкие организации продолжают существовать на бумаге и теоретически могут возродиться. Притула также рассказывает, что в РФ, в отличие от Украины, "казаков" финансируют из госбюджета. Это, с одной стороны, хорошо (для "казаков"), с другой – существует риск участия козацких организаций в подавлении протестов несогласных с политикой властей. Например, некоторые запорожские "ряженые" козаки за деньги участвовали в "антимайдане" за деньги некоего олигарха из власти.
Попасть в козаки (Притула представляет "Запорожское войско низовое "Запорожская Сечь") может любой желающий: для этого нужно найти двух поручителей-козаков, написать заявление и получить одобрение козацкого кола. В качестве джуры нужно пройти испытательный срок (от 1 до 5 лет) – дежурить на блок-постах, волонтерить, вести просветительскую работу. "Вылететь" из козаков тоже можно, но это бывает очень редко.
Рассказ Притулы дополняет глава координационного совета по вопросам козачества Дмитрий Сухинин. По его словам, только в нашей области зарегистрированы аж около 110 козацких организаций – из которых лишь 10 принимают активное участие в защите города и Украины от агрессии РФ.
С дружбой с "донскими казаками" запорожцы покончили 3 года назад, разорвав договор о дружбе и сотрудничестве – согласно обычаю, "из-за мародерства и издевательства над населением Донецкой области".
Но даже среди "казаков" РФ не все конченые, заверяет Сухинин. Один из тамошних атаманов передал запорожским "коллегам" письмо, написанное на украинском, о поддержке борьбы Украины за независимость. Письмо привез другой "казак", сильно рисковавший личной свободой при обнаружении документа.