Всем запорожским предпринимателям грозит налоговый кодекс?

Штабовенко Денис, директор юридической компании "Советник"

]]>Проект налогового кодекса]]>, внесенный депутатами Верховной Рады в декабре этого года, вызвал разногласия жителей Запорожья. Корреспондент ]]>"ZаБора"]]> связался с ]]>юристом Денисом Штабовенко]]>, который дал оценку данному законопроекту.

Сам проект предусматриват унификацию ставок налога на доходы физлиц, единого соцвзноса, НДС и налога на прибыль на уровне 20%. Юридический комментарий дал Денис Штабовенко, руководитель компании "Советник". По его словам, проект Минфина все-таки примут, но в измененном виде.

"Довольных налоговой системой Украины найти гораздо труднее, нежели ее противников. Соответственно, о необходимости ее изменений давно говорят все ветви власти, привязывая срок старта реформы к 01 января 2016 года. Как результат, в конце октября 2015 года группой депутатов был внесен законопроект, меняющий налоговый кодекс Украины и связанные с ним законы.

Законопроект подвергся критике министерства финансов Украины за свою либеральность и "чрезмерное снижение налоговых ставок". На этой неделе министерство финансов Украины выложило в открытый доступ свой законопроект налоговой реформы, якобы согласованный с МВФ и предусматривающий во многих позициях увеличение ставок налогов и существенные изменения в упрощенной системе налогообложения. 

Таким образом, сейчас существует два варианта законопроектов налоговой реформы – от Минфина и депутатский законопроект. Учитывая зависимость Украины от внешних займов, и, соответственно, от МВФ, можно было бы прогнозировать большую вероятность принятия проекта Минфина. Однако, 02.12.15г. лидер президентской фракции Игорь Луценко заявил, что проект МВФ убьет бизнес в Украине и голосовать за него в том виде, в каком он подан, фракция не будет. 

Таким образом, скорее всего будет принят компромиссный вариант реформы. Проанализировав оба проекта реформы, можно отметить, что ни один из них не меняет системных подходов к налогообложению, взаимодействию налоговых органов и плательщиков налогов, все новшества сводятся к косметическим улучшениям.

Так, по обоим проектам создаются электронные кабинеты плательщиков налогов и даются незначительные преференции физлицам, которые переходят на электронную отчетность; вводится новая система обжалования решений налоговых органов. Согласно проекта Минфина ответственность практически за все виды нарушений возрастает в 10 раз, например штраф с 170 грн. увеличивается до 1700, а с 510 грн. до 5100. 

При этом, Минфин хочет получать от банков информацию о балансе и движениях на счетах не только юрлиц, но и физических лиц, что приведет к массовому отказу физлиц от использования безналичных расчетов, которые сейчас активно используются путем пополнения карточного счета, и которые им придется налогооблагать. Изменения ждут и владельцев авто класса люкс, перечень которых определит Кабинет Министров Украины, которые должны будут выплачивать налог в размере 25000 в год. 

Для крупного и среднего бизнеса мало что изменится, в случае принятия проекта Минфина, повышение ставок налогов никоим образом не помешает, а только будет способствовать повышению спроса на услуги "конвертационных центров". Но самые большие изменения ждут физлиц и малый бизнес.

С одной стороны, нагрузка на физлиц, и косвенно, на работодателя уменьшается – снижается ставка ЕСВ до 20%, отменяется удержание 3,6% с зарплаты работника, устанавливается налоговая льгота в размере одной минимальной зарплаты, которая вычитается из базы налогообложения.

С другой стороны, упрощенная система налогообложения значительно меняется – право использовать ее теряют юридические лица, физические лица обязаны использовать РРО. Вводится две группы предпринимателей: группа А - до 300 тыс. грн. годового дохода (аналогично группе 1); группа B - до 2 млн. грн. годового дохода (объединение групп 2 и 3).

 Предпринимателям групп А и В запрещен ВЭД в виде импорта товара в Украину. База налогообложения рассчитывается для группы А – минимальная зарплата (как для нынешних 1 и 2 групп), а для группы В - налогооблагаемый доход, который рассчитывается по прямому (доходы - расходы) или косвенному (доходы - вмененные расходы в размере 0,4-0,8 от суммы дохода) методу. Ставки налога для группы А - до 20% МЗП, для группы В - 20% налогооблагаемого дохода. Впрочем, в Украине уже сформировалась традиция принимать новый налоговый кодекс "в ночь на 30 декабря", потому все еще может поменяться и не один раз", - сообщает юрист.