Запорожский автомобильный завод находится на грани банкротства

ЗАЗ_завод

Директор "УкрАвто" Тариэл Васадзе заявил о том, что готов продать контрольный пакет Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ) только тому, кто намерен профессионально и серьезно заняться автомобильным бизнесом, передает ]]>"ZаБор". ]]>

Напомним, производство на ]]>"ЗАЗ" за 10 лет сократилось в 184 раза. ]]>Глава компании "УкрАвто" склонен во всем обвинять "евробляхи" и отказывается обращать внимание на то, что ранее у предприятия были бешеные льготы, но они не смогли развить производство.

]]> ]]>]]>С ноября 2017 года  тарифная ставка на "ЗАЗ" возросла на 6 копеек в час!]]> Следовательно, в день "коммунаровцы" получают на 48 копеек больше, чем было до повышения. За месяц выходит чуть более 10 гривен. Предполагают, что таким образом предприятие пытается избежать индексации зарплат.

Бизнесмен отметил, что ЗАЗ интересует инвесторов, что переговоры периодически проходят.

"Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет — лучше и дешевле завезти готовый продукт",  отметил Васадзе.

Глава "УкрАвто" рассказал, что интерес к совместному производству на ЗАЗе проявляли компании Daimler и Magna Steyr. Эти компании планировали производить на заводе автомобили модели "Спринтер", но в ходе обсуждения, они ни к чему не пришли.

Изображение

"Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение - это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе, - рассказывает Васадзе.

- В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: "Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи".

Также по словам Васадзе, к ЗАЗу присматривалась австрийская  Magna Steyr,  которая производит автомобили и автомобильные комплектующие.

"На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта", - отметил Васадзе.

Также итальянская компания хотела производить прицепы тягачей, но, посчитав, оказалось, что делать это дешевле в Италии.

Финансовое положение завода Васадзе, называет драматическим.

"Финансовое положение ЗАЗа драматическое. С начала 2000-х в обновление производства направлялась вся прибыль и кредиты. В завод инвестировано $380 млн. Мы, как и другие крупные промпредприятия страны, брали долларовые кредиты — на дорогие гривневые просто не хватало средств," - рассказал Васадзе в интервью ]]>"Лига Бизнес". ]]>

В итоге, ЗАЗ получил 1,3 млрд грн убытка только от переоценки оставшегося кредитного портфеля с 8 до 16 грн за доллар. То есть долг завода банкам за год вырос с 1,2 млрд грн до 2,5 млрд, притом что в 2014-м ЗАЗ погасил банкам $40 млн. Кроме этого, ЗАЗ пострадал еще и от огромного операционного курсового убытка, от обесценивания активов завода в результате падения их рыночной стоимости (как того требуют стандарты МСФО), и выплатил 164 млн грн процентов по кредитам.

В результате убыток ЗАЗа тогда составил 2,9 млрд грн. А вся выручка завода от продажи машин и запасных частей в тот первый год после Майдана была 1,4 млрд грн. При этом основные средства завода потеряли свою гривневую стоимость и после проведенного аудиторами теста на обесценение составили 765 млн грн.

В настоящий момент на предприятии остановили производство Lanos и все основные силы брошены на развитие и наращивание автобусного производства. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В  планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры.

Руководитель завода отмечает, что на заводе работает всего 1350 человек, и то заняты они не полную неделю. За минувший год ЗАЗ произвел 1700 автомобилей и 2000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы. Но у ЗАЗа нет задолженностей по заработной плате, завод не должен поставщикам, не имеет долгов по коммунальным платежам и долгов перед бюджетом.

Изображение