Экоактивисты провели замеры воздуха в Запорожье и сделали неожиданные выводы

выхлопы

Всемирная организация здравоохранения рекомендует проводить измерения качества воздуха не на уровне заводских труб, а там, где дышит человек.  В условиях карантинных ограничений, люди много времени проводят на остановках в ожидании транспорта. Так, активисты организации "Экосенс"  проверили уровень загрязнения воздуха в Запорожье – и получили неожиданный результат. 

 "Государство часто обвиняет в загрязнении воздуха автотранспорт, но почему не вводят контроль, надзор и не изменяют стандарты для автомобилей? Последние 7 лет вообще не происходит контроля транспорта, вы не находите в этом противоречие?" – восклицает Максим Сорока, PhD, научно-технический советник международного проекта "Чисте повітря для України".

Экоактивисты запорожской общественной организации "Экосенс" поставили цель ]]>узнать]]>, как влияет на качество воздуха проезжающий транспорт. Для этого они вместе Максимом Сорокой  с новой современной станцией общественного мониторинга Sapphire32 (от команды разработчиков EcoСity) и проехались по городу с измерениями.  
При этом активисты исходили из данных о том, что автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха: его выбросы в последние годы достигают 35% от общего объема выбросов загрязняющих веществ (говорит "Національна доповідь про стан навколишнього природного середовища" за 2018 год). В Киеве наши средства передвижения ответственны за 80% выбросов в атмосферу, в Одессе, Днепре – до 60%, в индустриальном Запорожье – до 40%, по данным Экологических паспортов городов. В новой Программе социально-экономического развития Запорожья на 2021 год загрязнение от передвижных источников исчисляется вообще в 40-60% от общего объема выбросов.  

Миллион тонн автовыхлопов

Почему это важно знать? Мы прекрасно знаем о заводских выбросах пыли и газов. Автолюбители и горожане должны понимать, что выбросы автомобилей – это не просто пыль, а угарный газ, оксид азота, тяжелые металлы, бензол, негативно воздействие которых на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему человека давно доказано.
По данным Госстата, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в 2018 году составили один миллион(!), а точнее 1 358,4 тыс. тонн. И все эти выбросы летят прямо в легкие и на обочины, в окна горожан.

Кроме проблем с загрязнением воздуха, избыточное количество частного транспорта в городах приводит к усложнению передвижения по городу и заторов, а все больше городского пространства отводится для парковок и дорог. Это приводит к тому, что города становится менее комфортными для жизни людей.

Изображение

Также транспорт вызывает 25% выбросов парниковых газов в атмосферу, что приводит к изменению климата и загрязнению воздуха в городах. Больше всего выбросов производят частные автомобили - около 270г CO2 / км на человека. Для сравнения: выбросы от большого автобуса, в котором едут 20-30 людей, в пересчете на человека будут ниже в три раза - 95г CO2 / км. Поэтому большинство европейских стран предпочитают развитие общественного транспорта и велодвижения.

Что показали эксперименты в Запорожье

Первые замеры качества атмосферного воздуха были проведены в Запорожье на проспекте Победы возле центрального выставочного центра "Казак Палац" – места, где организуются все крупные деловые мероприятия и куда привозят зарубежных гостей. Это далеко не промышленная зона. А замеры показали мелкодисперсную пыль, превышение уровня СО до 550, формальдегида от 40 до 200 мг.

Как отметил Сорока, для Запорожья характерно загрязнение органическими летучими веществами, которые сенсор автоматически воспринимает и пересчитывает как формальдегид. Содержание формальдегида 36-49 мг меньше, чем рекомендует ВООЗ, но больше среднего значения по Украине. По словам эксперта, органическое загрязнение крайне опасно для здоровья человека, особенно в длительной перспективе. 

Перекресток общественного транспорта на проспекте Соборном в сторону плотины отличается интенсивным движением транспорта, здесь же несколько остановок, где люди ждут маршрутку.

Изображение

"Прекрасный запах автовыхлопов не обманывает – здесь еще больше СО2, больше монооксида углерода, еще больше формальдегида – 52-59 мг, сообщает Максим Сорока.

Есть случаи, когда человеку "воняет", но концентрация загрязняющих веществ находится в приемлемых пределах. Существует международный стандарт по оцениванию запахов, но в Украине он не применяется", - говорит специалист. Максим Сорока поясняет, что в Украине не контролируются и не анализируются запахи органических веществ, а они появляются при более низких концентрациях, чем опасные.

В Запорожье среднегодовые концентрации  бензапирена регулярно превышают предельно допустимые концентрации ПДК. Это невидимое, но канцерогенно опасное соединение, также образующееся при сжигании бензина и дизеля.

При анализе качества воздуха на остановке общественного транспорта на проспекте Металлургов, на остановке транспорта в сторону Правого берега, Бабурки был выявлен "желтый" уровень опасности. Это означает вред для здоровья нахождения здесь в длительной перспективе: Анализатор показывает рост содержания приземного озона и формальдегида. Содержание частиц пыли РМ 2,5, РМ10 превышены: при рекомендованных 20-25 мг, тут фиксируется 29-31 мг, а когда проезжают некоторые маршрутки, доходит до 50 мг".

"Этим воздухом можно дышать, но не долго. 20 минут тут можно находиться, опасности сейчас нет", - поясняет эксперт. Учитывая, что многие запорожцы ожидают транспорт ежедневно, представьте, сколько глотает дыма от проезжающих мимо авто среднестатистический запорожец на транспортной остановке.

Содержание органических веществ, формальдегида растет скачкообразно до 70-80 мг, как только проезжают некоторые автомобили. 

Так что наблюдения показали превышение именно показателей, характерных для двигателей внутреннего сгорания, что напрямую указывает на связь загрязнения с трафиком движения.

Неожиданный "ядовитый сосед"

Итак, с автомобилями ясно: как только по улице проезжает нечто старое и коптящее – замеры тут же показывают скачки загрязняющих веществ. Очевидно, что посты наблюдения за техническим и экологическим состоянием транспорта, особенно маршрутного – это задача номер один при введении местной системы мониторинга выбросов. "Следовало бы проанализировать влияние транспорта на качество воздуха, а для этого простоять с замерами 6-8 часов, 2-3 дня постоять  и сверить показания в течение дня, в час пик, ночью, когда транспорта нет", - советует местным активистам Сорока. 

"И тут к нам подошел заинтересованный наблюдатель с сигаретой во рту. И умный прибор внезапно показал красный уровень опасности!  Резко, в сотню раз, подскочил уровень мелкодисперсной пыли, СО, формальдегида и О3. Обратите внимание, насколько опасны для здоровья курящие на остановке соседи", - рассказали экоактивисты.  

Как уменьшить автовред?

В 2018 году Укравтодор утвердил Комплекс мероприятий на 2018-2021 годы по ограничению негативного влияния на состояние окружающей природной среды при новом строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатационном содержании автомобильных дорог.

Среди них уход за деревьями и кустарниками вдоль дорог (санитарная рубка), посадка новых деревьев и кустарников, устройство новых, содержание и восстановление действующих площадок для приготовления и складирования дорожно-строительных материалов… Как мы понимаем, сложно рассчитывать, что подобные мероприятия уменьшат количество выбросов авто.

Запорожская общественная организация "Экосенс" подготовила дорожную карту экологических  целей. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом необходимо:
•    контролировать поставку горюче-смазочных материалов, избегая контрафакта и подделок;
•    перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов,
•    сократить количество автостоянок и парковок в центре городов, жилых застройках, рекреационных зонах,
•    вернуть техосмотры автомобилей и контроль выхлопных газов,
•    экономически стимулировать перевозчиков к уменьшению выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов.

Всеукраинская общественная организация "Экодия" сформировала национальный общественный запрос и подала в Верховную Раду предложения о введении экологического налога на выбросы от транспортных средств (за загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов), который должен стимулировать украинцев приобретать более новые и безопасные для окружающей среды автомобили.

Параллельно городским властям следует стимулировать увеличение доли использования общественного транспорта горожанами, считают экоативисты.

Для этого необходимо:
•    обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта,
•    оптимизировать маршруты,
•    создавать зоны без автомобилей и зоны низких выбросов.
Также они предлагают городской власти развивать велоинфраструктуру, чтобы приобщать запорожцев к использованию экологически безопасного велотранспорта.

Изображение