Вчера, 18 апреля, в Запорожье состоялся восьмой фестиваль лэнд-арта – "Хортица – 2015" , который объединил более десятка работ творцов из разных украинских городов, передает корреспондент "ZaБора" .
Лэнд-арт – направление в искусстве, возникшее в США в 1960-годы, в рамках которого художники создают произведения, связанные с природным ландшафтом. В Запорожье фестиваль "Хортица" проводится в восьмой раз. Причем постоянно меняется локация проведения. Если раньше запорожский лэнд-арт проводился исключительно на острове Хортица, то в этом году он проходил возле Арочного ("Железного моста") на правобережной части города.
Как рассказала арт-менеджер галереи Lenin, координатор фестиваля Наталья Лобач, общую тему произведений определяет локация фестиваля. "Восьмой раз меняем локацию, чтобы запорожцы увидели нетривиальную часть города. Лэнд-арт – мировое течение, а Запорожье включилось в тенденцию мирового искусства. Цель мероприятия – раскрыть людей и место", – отметила она.
По ее словам, в фестивале приняли участие художники из разных городов Украины: Харьков, Львов, Киев, Горловка и Запорожье. Наталья подчеркнула, что презентация работ проходила, не только визуально, но и музыкально, и спортивно. Фестиваль открывал перформанс Игоря Бережного, во время которого было распятие "Украины" на кресте. Страну олицетворяла молодая девушка с национальном наряде, которую пронесли на кресте по кругу, что символизировало страдания Украины. Но потом девушка слезла с креста и это значило, что ее испытания закончились.
Фото: Верже
"Промдерево. Крик" – такое название имела инсталляция писательницы-фантаста Елены Красносельской в виде дерева, обмотанного фольгой и обвешенного заводскими металлическими бобинами.
"Как дерево может кричать? Только показать что-то. Мое дерево зацвело вот такими металлическими бобинами, которые мы взяли на одном из запорожских заводов вместо цветов. Оно (дерево)весной вместо того, чтобы зацвести, стоит мертвое. Это протест против влияния промышленности на живое", – рассказала о своей работе Елена.
Творцы из Запорожья сестры Арушунян и Кирилл Притула изобразили дерево, высыпав землей форму столба и ветвей на траве.
Запорожец Сергей Купчишин выложил из камней большой цветок, в центре которого лежали влажные салфетки, вафли, поломанная расческа, одноразовые стаканчики и прочее. Рядом с "серединкой" цветка была размещена табличка с надписью "Візьми добро – поділись своїм". Вероятно, именно таким "добром" были готовы поделиться гости фестиваля.
Также была представлена "Спираль самопознания", по форме напоминающая обрамленное нитью солнце.
К слову, "спираль" была засположена возле дерева, а под ним лежал подарок.
Впервые попробовал свои силы в запорожском лэнд-арте член Ассамблеи деятелей культуры Запорожья Виктор Бабенко.
"Идея арт-объекта в том, что здесь все запорожское (о магнитах) и показано через призму времени. Скалам, на которых они расположены, около 3,5 млрд лет. Магниты и сувениры, которые я решил разместить – это работы моего авторства. Они показывают наш город и самые интересные объекты в нем, места", – рассказал Виктор.
Также он добавил, что по местности сейчас много улиток, и он выложил 15 моллюсков среди своих магнитов, чье количество символизирует этот год.
Помимо инсталляций между деревьями были натянуты две стропы, по которым из стороны в сторону ходили спортсмены слэклайна
.
Кстати, о деревьях, следующий интересный экспонат – "плачущее дерево". Возле него не было указано авторство, но при этом произведение было одним из самых громкоговорящих. Дерево, оставшееся без части ствола, "плакало" темно красной краской.
Еще один экспонат выглядел довольно размашисто, он состоял из тонких белых лент, пересеченных между собой, и имел математическое название "Система координат" с пометкой "интерактивный объект". Автор работы Эрика Равич из Запорожья.
Анжела Донна-Иванова напомнила всем о том, что у них есть "корни" - "Пам'ятай, що в тебе е коріння". Свою инсталляцию она изобразила в виде гнезда и рядом стоящего корня.
А запорожский флорист Светлана Щербань долго и самоотверженно пыталась установить свое деревце с синими цветами в землю, что ей давалось нелегко. Но, по итогу, закрепив "ствол" камнями у основания, она рассказала, что названия у ее экспозиции нет, так как она не любит давать названия. По ее мнению, так каждый человек может увидеть что-то свое. Хоть Светлана и позволила людям пофантазировать, но она все же хотела показать "квітучу весну". Флорист отметила, что нашла перекати-поле и цветы по месту локации.
На верху скалы была размешена работа Юлии Романенко и Дарьи Соляник в виде лошади, ставшей на дыбы, которая называлась "Свобода в образе". Произведения имело некий готический образ, учитывая то, что сделано оно было из сухой растительности и свысока людям показывалось на фоне пасмурного серого неба.
В фестивале также принимали участие запорожские акройоги. Девушки, занимающиеся акробатическими упражнениями, на подстилках создавали "живые фигуры". По их словам, так они хотят привлечь больше людей к занятию йогой на лоне природы, показать им альтернативу свободного времяпровождения.
Однако "живой" инсталляцией девушки не ограничились, они также представили "Течение времени". Жизнь человека "от и до" участницы изобразили в виде подвешенных на дереве разноцветных колготок, наполненных землей. Как они пояснили, жизнь человека начинается с "белых колготок", белое – это символ рождения. Затем идет цветная палитра развития, и заканчивается все в коричневом цвете.
Довольно объемная инсталляция была у киевлянина Алексея Малых, которую было сложно в полной мере объять объективом фотоаппарата. Называлась она "Гнездо Чубайстра". Хотя это гнездо по площади больше походило на небольшую квартиру того самого Чубайстра.
Харьковчане представили работу с названием "Потопая во времени".
Своеобразную инсталляцию представил творец из Донбасса (Горловка) Николай Брючинский. Она называется "Два мира", несмотря на то, что экспозиция имеет по три конца. Задумку сей работы нам так и не удалось узнать, так как самого автора рядом с ней не было.
Еще один житель Горловки Дмитрий Илюхин представил работу под названием "Цифровой ландшафт", которая полностью состояла из QR-кодов. Каждый из них что-то означал, вернее то, на чем он был размещен. Один обозначал камень, другой – траву, третий – дерево и другие. Однако самые крупные коды, размещенные на полиэтилене, так и остались загадкой, люди не смогли прочесть их с помощью мобильного устройства.
Стоит отметить, что в этот день была пасмурная дождливая погода, однако люди все равно приехали посмотреть на произведения современного искусства лэнд-арт. Некоторые, несмотря на сырость, устраивали пикники под звучание гитары.
Напомним, что в прошлом году фестиваль лэнд-арта был посвящен возрождению Украины .