Неприятности в запорожской областной больнице начались в 2015 году, когда представитель немецкой компании Fresenius утратил свою роль монополиста на поставку аппаратуры и расходных материалов для проведения гемодиализа пациентам с острой формой почечной недостаточности. Тогда по результатам проведенных тендеров выбор пал на аппараты компании B.Braun для городских больниц и на технику Nipro - для областной. Это оборудование немецкого и японского производства превосходило имеющиеся аппараты по техническим характеристикам, условиям поставки и более привлекательной стоимости расходных материалов.
Методы "активистов"
По заявлению сайта "z-zity" , монополист решил вернуть свое место на рынке. Уже были испробованы блокировки закупки расходных материалов в Антимонопольном комитете, заявления и уголовные дела на врачей и представителей областной власти в силовые ведомства. А сегодня, когда во всех судах была подтверждена правомочность решений руководства области, представители Fresenius начали действовать посредством общественных организаций "Надiя на життя" и "Шляхи життя", которые не придумали ничего умнее, чем натравливать пациентов друг на друга, угрожать медицинскому персоналу, портить оборудование и скандалить на сессиях областного совета.
При этом ни Fresenius, ни самих общественников не смущает тот факт, что еще каких-то три года назад Дмитрий Глушко, председатель правления ГО "Шляхи життя", активно выступал против Fresenius, обвиняя их в низком качестве расходных материалов и незаконности поставок продукции в медицинские учреждения Украины. А теперь ситуация развернулась на 180 градусов, и у господина Глушко проснулась пылкая любовь к Fresenius. Здесь стоит задуматься о мотивации "активиста".
Цинизм общественников дошел до того, что они настраивают пациентов подписывать документы об отказе от гемодиализа. А ведь они осознают, что тем самым толкают больных с отказавшими почками на верную смерть. Их действия могут расцениваться как доведение до самоубийства, а за это грозит уголовная ответственность.
Мнение специалиста
Ситуацию прояснила Светлана Корнеева, заведующая отделением гемодиализа, врач высшей категории, анестезиолог, главный внештатный специалист по гемодиализу департамента здравоохранения ЗОГА:
- Сегодня в нашем отделении получают медицинскую помощь 185 пациентов, жителей Запорожской области; 30 ожидают своей очереди - их состояние не критическое и может поддерживаться иными методами. При переходе на новое оборудование все пациенты чувствуют себя нормально, что подтверждается результатами анализов и медицинскими осмотрами, и только 14 недовольных, подогреваемых действиями Макаренко и Авдеева (членами организации "Надiя на життя"), а также господина Глушко, требуют проведения процедуры гемодиализа на старом оборудовании.
- В чем состоит отличие "старого" оборудования компании Fresenius и "нового" компании Nipro?
- Принципиальных отличий нет и быть не может. Это узкоспециализированное оборудование, имеющее все сертификаты соответствия и разрешения на работу в украинских медицинских учреждениях. Мы контролируем состояние наших пациентов и доверяем результатам анализов. Однако "заведенные" общественниками больные описывают странные симптомы, которые не подтверждаются анализами. Мы склонны списать это на их внушаемость и доверчивость. Кроме того, поставщик оборудования Nipro обеспечивает бесплатную замену изношенных блоков, при том, что раньше на это расходовались бюджетные деньги.
- Имеют ли пациенты право требовать закупки аппаратуры конкретной компании?
- Нет, конечно. Как прописано в законодательстве, пациент имеет право выбирать аппаратуру из уже имеющейся в лечебном заведении. Еще раз подчеркну, что аппаратура идентична!
Пациентка отделения Елена испытала на себе оборудование новое, старое и даже бывшее на балансе больницы более десяти лет назад - она обслуживается в отделении гемодиализа с 2002 года. Признается, что при переходе на аппараты Nipro сначала сама поддалась на провокации "активистов", которые приносили в отделение очерняющую компанию литературу и рассказывали пациентам страшилки. Однако, несколько раз поймав общественников на лжи (они утверждали, что оборудование китайское, а не японское, затем, что расходные материалы не родные), решила попробовать и не разочаровалась. "Никакой разницы в состоянии или анализах после гемодиализа на новых аппаратах нет!" - утверждает Елена. – Просто пара пациентов продолжают накручивать других, нервировать персонал и писать письма в инстанции".
"Надiя на життя" мешает работе отделения
Идя навстречу "активистам", на уровне руководства области было принято решение об открытии двух новых центров гемодиализа с аппаратурой Fresenius: в Энергодаре и запорожском онкодиспансере (так как большинство недовольных проживают именно в этих районах). При этом в Энергодаре были установлены новые аппараты Fresenius, а в онкодиспансер переместили оборудование, на котором ранее выполнялся гемодиализ в областной больнице.
Казалось бы, решение должно устроить активистов: поклонники фирмы Fresenius могут оставаться на своем оборудовании. Однако общественники-дебоширы не успокоились! На прошедшей недавно сессии облсовета Сергей Макаренко (заместитель председателя ГО "Надiя на життя") выступал против проведения гемодиализа в стенах онкодиспансера. Теперь недовольные отказываются менять место прохождения процедур, несмотря на близость к месту проживания. Они продолжают возмущаться и мешать работе отделения.
Напрашивается вывод, что основная цель общественных организаций и стоящих за ними сил - не борьба за здоровье пациентов и сохранение на рынке товаров Fresenius, а поддержание острого очага нестабильности именно в стенах областной больницы, который позволяет воздействовать на ее руководство и, опосредованно, на руководство области.
Чего добиваются активисты организации "Надiя на життя"?
Жизнь пациентов с почечной недостаточностью зависит от своевременной и качественной процедуры гемодиализа. Такие больные должны трижды в неделю приезжать в больницу, чтобы "чистить" кровь на специальном оборудовании и возвращаться домой, где многие могут вести вполне обычную жизнь: работать, вести хозяйство, растить детей. Сама процедура весьма дорогостоящая, и потому выполняется за счет бюджетных средств.
До 2015 года пациенты с острой формой почечной недостаточности из Запорожской области обслуживались в запорожской областной больнице на аппаратах Fresenius. Когда их срок службы подошел к концу, был проведен тендер, по результатам которого областная больница перешла на оборудование Nipro, а городская - на технику компании B.Braun. Это оборудование японского и немецкого производства превосходило имеющиеся аппараты по техническим характеристикам, условиям обслуживания и более привлекательной стоимости расходных материалов. Таким образом, монополия компании Fresenius в Запорожской области закончилась.
Особые методы конкурентной борьбы Fresenius
Однако, как выяснилось позже, законные действия областной власти и результаты открытых тендеров не указ для бывшего монополиста. Он решил действовать по отработанным в других областях схемам: запугивать пациентов, устраивать пикеты и нервировать медицинских работников, которые спасают жизни больных с почечной недостаточностью. Кроме того, были задействованы некоторые депутаты и общественные организации, которые пытались блокировать закупку расходных материалов в Антимонопольном комитете, писали заявления и инициировали открытие уголовных дел на врачей и представителей областной власти.
После окончания судов и доказательства правомочности действий при закупке оборудования и расходных материалов активисты не успокоились. Представители Fresenius действуют единым фронтом с членами общественных организаций "Надiя на життя" и "Шляхи життя", которые продолжают призывать больных отказываться от перехода на новые аппараты, угрожать медицинскому персоналу, портить больничное оборудование и устраивать скандалы на сессиях областного совета.
Однако продажность и непоследовательность активистов легко отследить: несколько лет назад Дмитрий Глушко, председатель правления ГО "Шляхи життя" и борец за здоровье инвалидов обвинял именно компанию Fresenius в низком качестве оборудования и используемых материалов, а также в незаконности работы компании на рынке Украины. Видимо, тогда "поощрение" общественника происходило из другого кармана. Сегодня ненависть превратилась в любовь.
И те, кто на словах борются за здоровье больных, так мотивируют своих последователей, что те подписывают себе смертный приговор – отказываются от гемодиализа! И не боятся активисты уголовной статьи за доведение до самоубийства.
Оставьте медиков в покое!
В ситуации помогла разобраться заведующая отделением гемодиализа, врач высшей категории, анестезиолог, главный внештатный специалист по гемодиализу департамента здравоохранения ЗОГА Светлана Корнеева:
- Сегодня из 185 пациентов отделения гемодиализа почти все перешли на новые аппараты Nipro и не почувствовали никакой разницы. И только 14 человек, которых накручивают Макаренко, Авдеев (члены организации "Надiя на життя") и Глушко, продолжают настаивать на проведении процедуры гемодиализа на старом оборудовании. При этом специалисты понимают, что никаких особых отличий в технике разных производителей нет и быть не может - это узкоспециализированные аппараты, которые используются по всему миру. Все наши пациенты находятся под постоянным наблюдением, а результаты их анализов говорят о стабильном состоянии. Кроме того, если внимательно изучить законодательство, вы не найдете статьи о том, что пациенты могут указывать лечебному заведению, какое именно оборудование для них следует закупить. Они имеют право выбирать из имеющегося в наличии.
Врача поддерживает пациентка Ирина Шиндлер, которая в прошлом перенесла трансплантацию почки, однако десять лет назад была вынуждена вернуться к гемодиализу. "Я вообще не вижу никакой проблемы в смене аппаратуры, на которой нам выполняют гемодиализ, - удивляется ситуации Елена. – По моим ощущениям, а я имею проблемы с сосудами, новые аппараты равномернее забирают кровь, в остальном никакой разницы нет. Зато наши "активисты" постоянно недовольны: то аппараты плохие, то материалы. При этом они постоянно меняют свои требования и мешают работать медикам. Когда они начинают ссылаться на Европу и утверждать, что там можно выбирать себе аппаратуру, я знаю, что они откровенно лгут! По семейным обстоятельствам я жила в Польше и Италии, где тоже проходила гемодиализ. Это нонсенс, чтобы в Европе пациент усомнился в действиях врача и начал требовать для себя особенное оборудование".
И снова недовольны
Оказалось, что Украина пока еще не Европа, и здесь власть идет навстречу требованиям общественных организаций. Для желающих проходить гемодиализ на аппаратуре Fresenius были открыты два новых центра: в Энергодаре и запорожском онкодиспансере (где проживает большинство недовольных новой техникой). Казалось бы, требования выполнены, поклонники Fresenius остались со своим оборудованием.
Но это не повод успокоиться дебоширам-активистам. Теперь Сергей Макаренко (заместитель председателя ГО "Надiя на життя") недоволен переносом гемодиализа в стены онкодиспансера, о чем он заявил на последней сессии облсовета. Терроризирование пациентов и работников отделения продолжается.
Из непоследовательности и нелогичности требований так называемых активистов и стоящих за ними сил напрашивается вывод, что их основная цель – это не борьба за здоровье пациентов, а поддержание острого очага нестабильности именно в стенах областной больницы, который позволяет воздействовать на ее руководителей и представителей областной власти.
Кто мешает работать отделению гемодиализа ЗОКБ?
В отделении гемодиализа Запорожской областной клинической больницы обслуживается 185 пациентов, своей очереди ожидают еще 30 (их состояние поддерживается иными методами). Для людей с острой почечной недостаточностью, чьи органы не справляются с выводом токсинов из организма, регулярный гемодиализ – это способ выжить. Потому трижды в неделю они приезжают в ЗОКБ "чистить" кровь. Оборудование и материалы для процедуры весьма дорогостоящие, потому их закупка выполняется за счет бюджетных средств.
До недавнего времени в Запорожской области сохранялась монополия компании Fresenius, чьи аппараты были установлены в ЗОКБ. Однако по результатам прошедших в 2015 году тендеров, с учетом условий поставки и стоимости расходных материалов, областная больница перешла на оборудование Nipro, а городская - на технику компании B.Braun. Это новейшее японское и немецкое оборудование пока не использовалось в Запорожье, однако широко известно во всем мире. Так закончилась монополия Fresenius в нашем регионе.
От любви до ненависти…
Однако компания Fresenius не собиралась уступать, она решила остаться на запорожском рынке любыми способами. Тем более что схемы борьбы за место под солнцем уже отработаны в других регионах: это предоставление недостоверной информации с целью запугивания пациентов, угрозы медикам, пикеты и скандалы. Для этого были задействованы некоторые депутаты и общественные организации, которые пытались блокировать закупку расходных материалов в Антимонопольном комитете, писали заявления на открытие уголовных дел на врачей и представителей областной власти.
Несмотря на неудачи во всех инстанциях, сегодня представители Fresenius действуют руками членов общественных организаций "Надiя на життя" и "Шляхи життя", которые сеют смуту среди больных, вынуждая их отказываться от прохождения гемодиализа на новых аппаратах, портят больничное имущество, устраивают скандалы на сессиях областного совета.
Год назад председатель правления ГО "Шляхи життя" Дмитрий Глушко организовал лежачий пикет под стенами ОГА, где инвалиды с плакатами, дискредитирующими главного врача ЗОКБ, требовали вернуть им аппараты Fresenius, мотивируя свое желание тем, что от новой техники Nipro им якобы становится хуже. Хотя техника идентичная (ну, не может в одной отрасли медицины существовать принципиально различных технических устройств!), процессы тоже, производители – развитые страны. Однако для понимания этого нужно уметь складывать 2 плюс 2 и быть последовательным.
Но последовательности-то и не хватает Дмитрию Глушко, "борцу за здоровье инвалидов". Всего три года назад именно он обвинял компанию Fresenius в незаконности работы на рынке Украины, низком качестве техники и расходных материалов. Сегодня ветер подул в другую сторону, и общественника "замотивировали" таким образом, что ненависть превратилась в любовь.
А пациенты ему верят. И идут на пикеты. И не просто верят, а подписывают себе смертный приговор, отказываясь от процедур гемодиализа. Не выглядят ли действия активиста со стороны как доведение до самоубийства?
Не мешайте медикам спасать жизни!
Чтобы глубже разобраться в сложившейся проблеме, мы обратились к заведующей отделением гемодиализа, врачу высшей категории, анестезиологу, главному внештатному специалисту по гемодиализу департамента здравоохранения ЗОГА Светлане Корнеевой:
- Проблемы в отделении создаются действиями Макаренко, Авдеева (члены организации "Надiя на життя") и Глушко, которые накручивают пациентов. Из 185 больных, проходящих гемодиализ, почти все перешли на новые аппараты Nipro и не почувствовали никакой разницы. И только 14 человек, подверженных влиянию активистов, продолжают требовать для себя аппараты Fresenius. На самом деле разницы в технике нет никакой, просто старые отработанные аппараты заменили на новые. Да, они изготовлены в Японии, а не в Германии, но принцип работы тот же, а аппараты новее! Все наши пациенты находятся под постоянным наблюдением, и результаты их анализов говорят о стабильном состоянии. Кстати, если внимательно прочитать законодательство, вы увидите, что пациенты имеют право выбирать оборудование только из имеющегося в лечебном заведении, а не требовать для себя отдельной закупки.
Пациентка отделения Елена Петровна Кошевец проходит гемодиализ уже 17 лет и испробовала на себе несколько различных аппаратов. Она считает, что пока в отделении специалисты-врачи спасают людям жизни, так называемые "активисты" только накаляют атмосферу и мешают спокойно работать персоналу. "При переходе на новые аппараты Nipro я никаких перемен не заметила, даже со временем появился аппетит, и я смогла набрать вес, - делится Елена Петровна. - Иногда созваниваемся с пациентами из Бердянска, которые сейчас проходят гемодиализ у себя в городе на аппаратах Nipro, - тоже все хорошо переносят, ухудшений нет. Да и в нашем отделении сто человек "крутятся" на новых аппаратах, и им хорошо, а горстка дебоширов продолжают писать кляузы, отказываться от диализа и мешать работникам и другим пациентам".
Из-за создавшейся нездоровой, нервной атмосферы в отделении и пациенту может стать плохо из-за скачущего давления, и персонал может совершить ошибку, которая будет стоить кому-то жизни, и люди не выдерживают – начались увольнения медсестер. Однако это не волнует активистов, которые идут к своей цели. Только вот какова эта цель?
Активисты, определитесь!
Чтобы отделить "несогласных" пациентов и дать им возможность проходить процедуру на аппаратуре Fresenius, были открыты два новых гемодиализных центра: в Энергодаре и запорожском онкодиспансере (ближе к месту проживания недовольных). Казалось бы, требования выполнены, поклонники Fresenius остались со своим оборудованием.
Однако оказалось, что не это главная цель общественников – теперь Сергей Макаренко (заместитель председателя ГО "Надiя на життя") недоволен переносом гемодиализа в стены онкодиспансера, о чем он заявил на последней сессии облсовета. Терроризирование пациентов и работников отделения продолжается.
Напрашивается вывод, что так называемые активисты и стоящие за ними силы преследуют свою особую цель. И она точно не заключается в борьбе за здоровье пациентов, и даже не в отстаивании интересов Fresenius. Цель - это поддержание острого очага нестабильности именно в стенах областной больницы, который позволяет воздействовать на ее руководителей и далее на представителей областной власти.