Друзья, "ZаБор" вновь приглашает вас отправиться с нами в путешествие по времени. Сегодня наша "Машина времени" будет путешествовать по второй неделе ноября. С 7 по 13 ноября в разные годы в нашем городе открывали храм и дворец спорта, запускали трамваи и новые троллейбусы, били мировые рекорды и давали старт Днепрострою. Также эта неделя тесно связана с батькой Махно. Поехали!
1873 год
Филипповская церковь
Первую остановку нашей машины времени делаем в позапрошлом веке – в далеком 1873 году. Именно тогда в Александровске появляется еще один храм. Его освящают 12 ноября – накануне дня аппостола Филиппа. Дате соответствует и название новой церкви – Филипповская. Такое же имя носит и улочка, которая упирается в храм. Та самая, которая после революции получит название "Советская". А вот сама церковь революционные события не переживет – в будущем на месте, где она находилась появится корпус ЗНТУ на улице Гоголя. Интересная деталь – при церкви размещалось городское кладбище, а в самом храме был оборудован склеп. Здесь в конце 19 века был погребен главный меценат Филипповской церкви, купец и некогда даже городской голова Павел Захарьин.
1888 год
Нестор Махно
Нестор Иванович Махно (родился 26 октября (7 ноября) 1888, Гуляйполе, Александровский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя). Махно известный анархист. Он один из организаторов и руководитель революционного и освободительного движения на юге Украины во время гражданской войны 1918—1922 годов. Более он известен, как "Батько Махно". Он стал героем фольклора и советских кинолент (отрицательный персонаж, хотя изначально воевал вместе с большевиками). В борьбе с большевиками армия Махно потерпела поражение. Он бежал за границу. В 1926 году Нестор в эмиграции сменил фамилию на Михненко. Умер 6 (25) июля 1934 года во Франции в Париже.
С Александровском-Запорожьем батьку связывало очень много. Во-первых, здесь он сидел в тюрьме еще до революции 1917-го года. Когда Махно захватил со своей армией Александровск, он взорвал местную тюрьму (одно из самых красивых зданий в городе). А при отступлении из города он рванул Кичкасский мост. Любопытно, что непосредственно подрывник моста долгое время жил на улице Чапаева в Запорожье. И только под действием алкоголя рассказывал о своих геройствах под флагом батьки Махно.
Любопытно, что Кичкасский мост восстанавливал Феликс Дзержинский, которому потом установили памятник на площади Свободы (справедливости ради отметим, памятников было два в разное время). Когда Феликса хотели снести майдановцы, менее горячие головы предлагали напротив него поставить памятник Нестору, чтобы площадь реально оправдала свое название. Но Дзержинского просто снесли. А памятник Махно не установили. Он есть только у него на родине в Гуляйполе.
1927 год
Торжественный старт Днепростроя
8 ноября 1927 года дается официальный старт грандиозного строительства Днепрогэса. При этом, сами работы Днепростроя уже почти 8 месяцев, как ведутся. Но торжественную закладку стройки решили приурочить круглой дате – 10-летию октябрьского переворота. Мероприятие собирает в окрестностях будущей электростанции уйму народа – около 20 тысяч человек. Самые важные из гостей – представители украинского правительства и ЦК КП(б)У: "товарищи Петровский, Каганович, Чубарь, Затонский, Скрипник, Радченко и другие". После торжественного митинга происходит закладка первого кубометра бетона в фундамент электростанции. В ней принимают участие члены правительства и руководители Днепростроя. Их подписи стоят и на чугунной памятной доске, которую бетонируют в основание будущей ГЭС. "Мощные гудки экскаваторов оповещают, что фундамент Днепровской гидроэлектростанции заложен. По площади раздается многотысячное: "Ура!" Все поют "Интернационал", - рапортует через два дня репортер газеты "Правда".
1932 год
Трамвай до вокзала
Как мы уже сегодня рассказали, времена воинствующего безбожия в нашем городе не пережила Филиипповская церковь. Но не одна она. Навсегда исчез и Свято-Николаевский храм, который находился у Привокзальной площади. В начале 30-х годов прошлого века на месте этой церкви появляется трамвайное кольцо. 7 ноября 1932 года сюда приходит первый трамвай с пассажирами. Прокладывать трамвайные колеи от тогда еще Южного вокзала в город начали еще в 1930 году. Но лишь два года спустя вторая очередь запорожского трамвая — от площади Свободы до вокзала – была наконец-то сдана в эксплуатацию. А первый городской маршрут трамвая, который еще с июля 32-го бегал от плотины Днепрогэса до площади Свободы смог "подрости" - продлился до Привокзальной площади.
1934 год
Трамвай на плотине
Кстати, ровно через два года – 7 ноября 1934 – были открыты еще два новых трамвайных маршрута. Один связал вокзал и Ремонтно-механический завод. А второй – левобережную и правобережную часть города. Да-да, трамвай курсировал челноком по плотине, вплоть до августа 1941 года. Трамвайная одноколейка длиной в полтора километра располагалась между Домом общественных организацией (ныне – горотдел полиции) и районом современной улицы Каховской.
1939 год
"Комсомолець Запоріжжя"
12 ноября есть смысл поздравить коллектив газеты "Миг". В этот день в 1939 году увидел свет первый номер газеты "Комсомолець Запоріжжя". Новым тогда изданием руководил главред Иосиф Балац. Регулярный выход издания оборвала Вторая мировая война. Снова к читателям она стала попадать лишь с 1958 года – по три номера в неделю, на украинском языке! В 1987 году превращается в еженедельник. Долгие годы газета была рупором Запорожского обкома комсомола. Впрочем, в конце 80-х издание даже в названии уходит от комсомольского происхождения – в ее "шапке" появляется слово "КоЗа". А в 1991 году газета обзаводится именем, которое на слуху до сих пор – "МИГ". С праздником , "миговцы"! Кстати, на этой же неделе есть повод и у журналистов, работавших в уже, увы, несуществующем еженедельнике "Прав.ДА". Первый номер газеты вышел в свет 10 лет назад - 9 ноября 2006 года.
1969 год
Первый подземный переход
7 ноября 1969 года в Запорожье появляется сооружение, аналогов которому еще в нашем городе не было. Речь о ныне привычном, а тогда диковинном для запорожцев подземном переходе. Первая городская "труба" уходит под землю перед универмагом "Украина". Параметры подземного "пионера" , как докладывают журналисты в 69-м, такие: длина тоннеля – 36 метров, ширина – 8, 3. Бюджету обустройства перехода обошлось в 650 тысяч рублей. Кстати, тогда же появляется еще один переход. Правда не под землей, а над трамвайными путями – пешеходный мост между улицами Гагарина и Патриотической.
1970 год
Дворец спорта "Юность"
9 ноября 1970 года открывается главная крытая спортивная арена Запорожья – дворец спорта "Юность". Главная изюминка новинки – ледовый каток. Его размер – 30 на 60 метров. С такой площадкой в Запорожье тут же создадут хоккейную команду "Днепроспецсталь", откроют секцию фигурного катания и даже станут принимать чемпионаты СССР по этому виду спорта. Впрочем, не спортом единым , больше, чем фигуристы, "Юность" облюбуют артисты эстрады. Еще бы – здесь имеется 22-метровая сцена да собирать можно внушительную аудиторию. Только на трибунах могут поместиться 4020 зрителей. А если креслами заставить еще и превращающийся в партер каток, то собрать под сводами "Юности" можно более 6 тысяч зрителей. Кстати, внешний вид сооружения совсем нельзя назвать оригинальным. "Юность" построена по типовому проекту . Таких дворцов по всему СССР возведут почти три десятка. Например, практически братья близнецы нашего дворца были возведены в Оессе, Донецк и Северодонецке. Сейчас "Юность" переживает разруху, но уже оказалась в частных руках – была продана Вячеслава Богуслаеву с перспективой возрождения.
1974 год
Три мировых рекорда в Запорожье
В ходе второй недели ноября 74-го Запорожье превращается в тяжелоатлетическую столицу страны. Во дворце спорта "Юность" проходит Кубок СССР по тяжелой атлетике. Представьте себе, четыре дня во дворце и яблоку негде упасть. Аншлаги – ежедневно за соревнованиями лучших тяжелоатлетов СССР наблюдают по 5 тысяч запорожцев. А те не подводят ожидания болельщиков. Легендарный Василий Алексеев, которого на тот момент называют сильнейшим человеком планеты, рывком поднимает над головой вес 243 кг – это уже 68-й мировой рекорд тяжелоатлета! Еще два мировых рекорда в Запорожье бьет богатырь Давид Ригерт.
1990 год
Троллейбусы-"гармошки"
Сразу после ноябрьско-"октябрьских" праздников 1990 года на улицах Запорожья появляются новые троллейбусы. Они способны перевозить в два раза больше пассажиров. Дело в том, что их салон состоит из двух сочлененных половинок. Запорожцы мигом крестили такие троллейбусы "гармошками" - по аналогии с народным названием подобных автобусов "Икарус". Первые "двойные" троллейбусы Запорожья ездят по "троечке" - маршруту, который еще не доезжает до "Песков", от Песчаной доезжает лишь до вокзала. Кстати, журналисты уверяют Запорожье становится вторым городом в СССР, где ездят троллейбусы-"гармошки" - после Москвы. А еще в этих машинах есть и запорожская "начинка" - силовые блоки для них производят на нашем электроаппаратном заводе.
2001 год
Убийство ресторатора
8 ноября 2001 года в Запорожье происходит резонансное преступление. Возле ресторана "Хортица" - одного из самых элитных заведений города, с казино с бильядным клубом , на одноименном острове - расстреливают его владельца – 41-летнего бизнесмена Тахира Мамедова. Неизвестный нанес ресторатору несколько огнестрельных ранений. Они оказались смертельными. На месте преступления убийца не оставил даже гильз. Резонансное событие получило и свое предложение. Уже в мае 2002 года был похищен наследник Мамедова – 26-летний Намик. Позже тело похищенного было найдено в затопленном Мокрянском карьере. Эти преступления так до сих пор и не раскрыты.