Игорь Артюшенко: "Областной власти было выгодно спровоцировать штурм"

igor_artyushenko.jpg

Сегодня, находясь под домашним арестом, один из лидеров запорожского майдана Игорь Артюшенко дал эксклюзивное интервью корреспонденту ]]>"ZаБора"]]>. Он рассказал о событиях, которые произошли 26 января, о своем задержании, о политической ситуации в городе и планах на будущее.

- Игорь, расскажите о событиях 26-го числа. Планировали ли Вы штурм?

- Штурм не планировался. Будем говорить откровенно, если бы планировался штурм, то у этих 7-10 тысяч человек были бы средства самообороны: каски, маски, щиты, лестницы. Вопрос в том, была ли попытка захвата здания. По-моему мнению, трудно захватить то, что уже захвачено. Все мы видели явно не сотрудников облгосадминистрации, видели откуда они заходили и из каких окон выглядывали. На тот момент здания ОГА было захвачено неизвестными людьми. Я убежден, областной власти было выгодно спровоцировать штурм. Чем я могу это доказать? Во-первых, если бы губернатор действительно хотел мирного урегулирования политического конфликта в Запорожье, наверное, он бы выступал не так. Не нагнетал бы обстановку, не называл бы присутствующих чумой. Его эмоциональная речь спровоцировала такую реакцию людей. Во-вторых, зачем было садить титушек у окон в здания администрации? Также, перед этими событиями все мы слышали о мифическом вагоне с лютыми "бандеровцами", которые приехали захватывать облгосадминистрацию. Это специально спланированная провокация, чтобы затем мотивировать силовой разгон защитой родного Запорожья от фашистов-"бандеровцев". Это миф, который отстаивает власть. Но миф провалился, так как действительно было много запорожцев. Большая часть Запорожья понимает сейчас, что это все вранье.  

- Как Вы думаете, кто непосредственно штурмовал, провокаторы или радикальная часть митингующих?

- Как я сказал с трибуны, решением Майдана, за которое мы проголосовали, мы собирались мирно зайди в здание, проголосить создание Народной Рады и мирно выйти. Без битья окон и какой-либо агрессии. Как видно на видео, я находился в первых рядах тех, кто шел. Сейчас появляется информация, что впереди шли двести "бандеровоцев", а остальной народ не пошел. Это откровенная ложь. Мы мирно пытались зайти. Передо мной началась давка. Рядом со мной упал милиционер, я помог ему подняться и тут полетели гранаты, люди отошли. Опять же, если бы штурм планировался, первые ряды не испугались бы свето-шумовых гранат. Я просил милицию дать нам мирно пройти, но этого не случилось. Ситуация уже начала успокаиваться, но тут из окна вылазит лицо без опознавательных знаков, кроме шланга на уровне паха и пистолета, которые мы все видели, когда он залазил обратно. Опять же, я не поверю, что нанятый за 50 долларов человек будет что-то делать без приказа. Это была очередная провокация, в результате полетели камни, были побиты окна.

- В какой момент было принято решение оставаться на площади?

-  Владимир Иванович Рудык  (прим. ред. - депутат Запорожского областного совета 6-го созыва от фракции партии ВО "Батьківщина") огласил решение расходиться и в пятницу собраться вновь. Виталий Подлобников (прим. ред. - лидер областной ячейки ВО "Свобода") обратился с вопросом: "Остаемся ли мы на площади", на что прозвучал утвердительный ответ. То есть, никто конкретно решение не принимал, решение приняло пять тысяч человек, присутствующих в тот момент.

- Где Вы были во время разгона?

- Я находился в "Байде", чтобы проверить ситуацию. Ранее я договорился с руководством кинотеатра, что мы можем там находиться, при условиях, что мы будем поддерживать порядок. Забежал молодой человек с криками "Разгоняют майдан", мы вместе с пятью молодыми людьми, которые охраняли вход в "Байду" выбежали на площадь, увидели уже "хвост" милиции, которая догоняла толпу. В понедельник уже была информация о том, что моя машина на ориентировке, а я в розыске, но у меня не было морального права не прийти на митинг в тот день. Тем более, появилась информация, что первые два ряда на митинге Партии регионов – это "титушки" с арматурами и готовиться разгон. Я решил, организованной колонной отвести людей из площади в сторону "Украины", дабы избежать очередного избиения.

- На тот момент Вы уже знали, что будете задержаны, не было ли у Вас мысли покинуть Запорожье, как это сделали многие Ваши соратники?

- Нет. Покидать Запорожье я не собирался. Я разговаривал с чиновником горсовета, который подтвердил информацию, что ищет меня не только милиция и посоветовал на несколько дней "схорониться".

- Расскажите о Вашем задержании. В тот момент появилась информация, что в Вас стреляли, так ли это было?

- Впереди себя я увидел четырех крепких мужчин, опять же, если бы я был особо опасным преступником, из которого меня сейчас делают, у меня бы, наверное, это вызвало подозрение. Рядом со мной было трое моих друзей. Когда мы уже сравнялись с незнакомцами, прозвучал выстрел и меня скрутили и запихнули в машину. На тот момент было, откровенно говоря, страшно. Я знал, что меня ищет не только милиция. Услышав, что меня везут в Орджоникидзевский РОВД стало легче. Уже хорошо, что не в лес.  

- Чувствуете ли Вы поддержку своих коллег, соратников и самого Майдана?

- Как раз это дает волю к борьбе, победе. Ту поддержку, которую я сейчас чувствую, сложно переоценить. Мне даже написала знакомая, с которой я вместе учился в 1993 году. Все остальное относительно.  

- Какая на Ваш взгляд сейчас политическая ситуация в Запорожье?

- Есть информация, что ситуация сейчас эскалируется российскими политическими технологами. Все эти георгиевские ленточки, информация о "бандеровцах", создание фронтов, оплотов. Они работают на раскол страны. Мне кажется, в Запорожье же сейчас все более менее затихло. 26 числа произошла кульминация и не только в Запорожье. Что делать дальше ни режим, ни оппозиция не понимают. Или всем хвататься за палки, или садиться за стол переговоров и нарабатывать компромиссные решение, которые удовлетворили бы большинство.  

- Сегодня суд отказал Вам в смягчении условий домашнего ареста. Будут ли повторные попытки?

- Я понимаю, что процесс сугубо политический. К сожалению, судебная система у нас не как на красивой статуи с закрытыми глазами, она у нас с открытыми глазами и четкими указаниями сверху. За неделю я доказал, что никуда сбегать не собираюсь. Вчера, кстати, позвонили из милиции и сказали, что не видят сигнала, собираются приезжать. Едут до сих пор. Главное для них - нейтрализовать меня, а не задержать.

- Вы чуть ли не первый в Запорожье, кто находится под домашним арестом с надетым браслетом, чувствуете на себе недостатки этой системы?

- Браслет (прим.ред. - электронное устройство, надеваемое на подконтрольное лицо, находящееся под домашним арестом) это обычный маячок. Если сниму с ноги, на прибор пойдет сигнал, что нет контакта с кожей. По большому счету, это просто GPS-навигатор. Тут также есть односторонняя связь. Я позвонить не могу, но милиция мне звонит. Иногда просит поближе подойти к окну, если сигнал слабый.

- Есть ли Вы у Вас надежда на амнистию и что первым делом сделаете после нее?

- Скажу то, за что точно амнистию не дадут. В первый же день организую Майдан и поблагодарю всех тех активистов, которые сейчас со мной. Только на амнистию и есть надежда.

Александр Литвин, специально для ]]>"ZаБора"]]>.